Наталия Грибанова
Ознакомление старших дошкольников с родным краем как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с родным краем, как средство патриотического воспитания
Грибанова Наталия Борисовна, воспитатель
МАОУ СОШ №3 ГОЩ (СП «Детский сад «Карусель»)
Любовь к родному краю не возникает у ребенка сама по себе. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где живет ребенок.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с родным краем как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Чувство Родины начинается с отношений в семье, с самыми близкими людьми, с ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, страной и ее столицей. Поэтому знакомство с родным краем мы решили начать со своего родного города.
Основываясь на том, что детям интересно: какие деревья растут во круг садика, во дворе их дома, есть ли флаг города, почему дома большие и маленькие….
Мы решили, что лучшим ответом на все вопросы детей станет реализация проекта «Мой родной город Щелково».
Цель проекта: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Образовательные: Формировать интерес к родному городу, истории, символике, достопримечательностям, природе. Познакомить с культурой родного края.
Развивающие: Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитательные : Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Знакомство с историей
Название города происходит от слова «щелк», так как в городе было развито производство шелковой ткани. По другой версии Щелково назван так по слову «Щелк», потому что гости города, подъезжая к нему слышали стук ткацких станков. С того времени и до наших дней Щелково славится производством тканей.
Рассматривая фотографии старого и нового города, мы узнали, что много лет назад здесь была деревушка Щелково с маленькими домами и маленькими семьями. И что со временем, семьи росли и становились больше. Стали строить большие многоэтажные дома, уже не только из дерева, но и из кирпича. И наша деревушка превратилась в большой и красивый город.
Познакомили детей с гербом, флагом и гимном города. Узнали, что автор герба и флага Щелковский художник Сергей Савельев. Что на голубом фоне он изобразил три стилизованных ткацких челнока, соединенных белой лентой. Это символизирует шелкоткацкое производство.
А три звезды над челноками символизируют Троицкий собор – главный храм города.
Природа
В ходе проекта мы изучали природу родного края. В нашем крае много лесов. Есть сосновые, еловые, дубовые и с мешанные леса. В наших лесах много ягод и грибов.
На территории детского сада тоже много разнообразных деревьев (каштан, лиственницы, березы, осины, тополя). Каждый год у нас проходит акция «Посади дерево» и мы сажаем на территории туи. Посадка деревьев побуждает у детей интерес к природе, расширяет кругозор детей о растениях.
Столовая для птиц
На территории детского сада есть столовая для птиц, которая всегда работает и постоянно пополняется новым ассортиментом. Дети кормят птиц, сами делают им съедобные кормушки, тем самым изучая и запоминая птиц родного края.
Раскрашивание и закрепление названия деревьев, формы и строения листьев.
Создаем изучая
Большую роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями. Наша работа проходит в тесном контакте с семьей. Родители – это равноправные учасники образовательного процесса.
Наши родители очень активно участвуют в изучении природы родного края.
Собирают природный материал и делают дома с детьми очень красивые поделки для нашей выставки в группе. Эти поделки помогают нам лучше запоминать, как называется дерево, его листья и плоды.
Прогулки с родителями
Также наши родители с большим удовольствием совершают прогулки по выходным дням с детьми. Изучают архитектуру и достопримечательности нашего города. Стремятся, чтобы даже небольшие прогулки были содержательными: чему-то нужному научить детей, что-то новое рассказать и показать.
Доклады детей
Также наши родители были привлечены к совместной деятельности со своими детьми. Это создание доклада о своей «малой Родине».
Представляют дети свои доклады на утреннем круге. Такое общение повышает познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни. Развивается бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Обогащается словарь детей, дети учатся свободно мыслить, фантазировать.
Экскурсия в музей
Перед посещением музея мы много разговаривали о том, что такое музей, кто там работает и о правилах поведения в музее.
Посещение музея дало нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, увидеть старинные предметы быта, к которым относятся кованые изделия, гончарная посуда, плетеные короба, сундуки и многое другое. Познакомили детей с ткацкими станками и рассказали, как на них работали люди.
Дети поиграли с экскурсоводом в игру «Моталочка» и были счастливы.
Посещение музея приобщает детей к историческому прошлому малой Родины и оказывает большое воспитательное значение. Детям очень понравилась экскурсия, они долго были под впечатлением, дома рассказывали родителям о том, что видели.
Экскурсия в музей помогает приобщить детей к прекрасному, прививает чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Прогулка по городу, парк часов
В рамках реализации проекта была организованна небольшая прогулка по городу. Мы прошли по главной улице Пролетарский проспект, далее по замечательной набережной реки Клязьмы, по старому мосту. С него очень красивый вид на город. Мы сфотографировались, посмотрели уточек и посетили набережную Серафима Саровского, на которой располагается уникальный парк солнечных часов.
Вывод: В процессе тематических экскурсий, прогулок, ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народа проживающего в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания.
На этом реализация проекта не заканчивается, мы продолжим знакомиться с городским округом Щёлково и родным краем – Московской областью.
Спасибо за внимание!