Ольга Кириллова
Ознакомление с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности в первой младшей группе
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, обогатить словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Одной из ключевых позиций ФГОС дошкольного образования является создание условий позитивной социализации дошкольников. Содержание знаний ребенка о труде взрослых имеет непреходящее значение в социализации личности.
Публикация «Ознакомление с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности в первой младшей группе» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования представленийдетей по ознакомлению с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности.
Целью данного педагогического опыта является накопление социального опыта дошкольников, формирование у них эмоционального отношения к профессиональному миру начиная с раннего возраста.
Задачи:
- создавать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых процессов;
- помочь увидеть в результатах труда взрослых в конкретных трудовых процессах направленность на заботу о детях;
- воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к
предметам и игрушкам, как результату труда взрослых;
- помочь ребенку освоить соответствующий словарь;
- побуждать к отражению полученных впечатлений в игре.
Содержание работы:
1. Определить объем знаний и круг интересов детей в рамках темы
2. Разработать план деятельности по формированию у детей представлений о труде взрослых
3. Создатьусловия в развивающей предметно–пространственной среде, способствующие расширению представлений о труде взрослых
4. Вовлечь семью в работу по расширению представлений о труде взрослых.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Нами были внесены изменения в среду:
- подбор художественной литературы, самодельных книжек малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых;
- подбор демонстрационного материала по теме «Труд взрослых»
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- материалы для игр
Система работы по ознакомлению детей с трудом взрослых строится по трё м основным линиям :
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе рассматривания иллюстраций и изображений инструментов, материалов, с сопровождением рассказа взрослого, прослушиванием художественных произведений (сказок, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Показ иллюстраций или сюжетных картинок педагог обязательно сопровождает разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.
Выполнение физических упражнений периодически организуется в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность включаются игры импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В дальнейшем знания, полученные детьми во время наблюдений, обязательно уточняются, дополняются и закрепляются.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организуются встречи:
- с медицинским работником;
- поваром.
В процессе встреч дети получают возможность наблюдать некоторые способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя малышам трудовые действия, взрослый производит их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям рассмотреть орудия труда.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры (организуемые педагогом, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации, которые реализуются в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети из множества разнообразных предметов выбирают игрушечную посуду и приборы, а также куклу в соответствующей одежде «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов :
• подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
• подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору»
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Мы изготовили лэпбук «В гостях у сказки», который, исходя из принципа полифункциональности, помимо основной задачи – театрализованной деятельности, также используется при ознакомлении детей с трудом взрослых. Например, сказка «Колобок» помогает нам познакомить детей с последовательностью трудовых операций бабушки при выпекании колобка, сказка «Репка» - с последовательностью действий по выращиванию растения, ценностью трудового вклада каждого участника для получения результата.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Построим дом котенку»
Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия : подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание сюжетных картин и иллюстраций); Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых.
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Эффективность ознакомления детей с трудом взрослых, закрепление полученных знаний и умений не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями.
1. Родительские собрания. Проводятся один раз в квартал. Их цель - взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в ДОУ, моделирование задач и перспектив в учебном году.
2. Индивидуальные и групповые консультации – наиболее эффективная форма установления связи педагога с семьей, чтобы оказать помощь родителям по тому или иному вопросу, связанному с воспитанием ребёнка и достижению единой точки зрения в данной области. Главная роль принадлежит воспитателю, так как он планирует тематику и структуру консультаций.
3. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов позволит развить взаимоотношения между родителями и детьми через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.
4. Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность увидеть родителям, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а так же делиться собственным опытом семейного воспитания.
5. Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается информация о направлениях работы ДОУ, годовом плане, целях и задачах разновозрастной группы, отражает работу с детьми в соответствии с требованиями программы.
6. Оформление папок - передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.
7. Анкетирование родителей. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает процесс труда, видит, как работают взрослые. По результатам анкетирования, воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребёнка сложены.