РУШАНА ИРЕКОВНА
Ознакомление с трудом взрослых как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду людей
▼ Скачать
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ТРУДУ ЛЮДЕЙ
Аннотация. Статья посвящена опыту работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство воспитания у них уважения к труду людей. Рассмотрены основные образовательные области образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Солнышко», которые обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Описана взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду.
Публикация «Ознакомление с трудом взрослых как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду людей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, труд взрослых, ознакомление с трудом взрослых, трудовое воспитание.
Социально-экономические и политические преобразования определяют необходимость обновления целевых ориентиров, задач и содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в контексте трудового воспитания, а именно процесса ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Сегодня предъявляемые требования к личности ребенка дошкольного возраста стали намного выше. Стоит отметить, что социальный запрос общества ориентирован на дошкольников, имеющих такие качества как социальная активность и ответственность, любовь к труду и способность к преобразованию окружающего мира.
Стратегические направления государственной политики в области трудового воспитания дошкольников отражены : в Федеральном законе «Об образовании в РФ», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гарантирующей обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой в форме самостоятельной деятельности.
Многие педагоги, психологи, ученые сходятся во мнении, что старший дошкольный возраст более благоприятен для трудового воспитания. Так систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания старших дошкольников можно найти в работах Г. Н. Годиной, Р. С. Буре, В. И. Логиновой, Л. А. Мишариной и других.
Рассматривая данную проблему стоит обратиться к практическому опыту дошкольного учреждения. Так, например Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»» п. Тюльган Оренбургской области является одним из тех дошкольных учреждений Тюльганского района, которое уделяет пристальное внимание исследуемой нами проблемы.
Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев. Срок получения дошкольного образования устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Солнышко» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти основным образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие (интеграция дошкольников в социальную среду через овладение ими социальными нормами, правилами и ценностями);
- познавательное развитие;
- развитие и коррекция речевых способностей детей;
- художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Рассматривая задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение, стоит выделить основные: создание системы мер по охране и укреплению здоровья воспитанников; формирование общечеловеческих ценностей «Человек», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир», «Отечество»; создание комплекса методических и дидактических материалов, обеспечивающих познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (опекунам) по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с «Центром дополнительного образования» п. Тюльган с целью обеспечения полноценного развития детей и подготовки их к обучению в школе.
«Детский сад «Солнышко», работая над проблемой создания условий для ознакомления и приучения дошкольников к труду взрослых, включил в основную образовательную программу модуль «Трудовые ступеньки».
Данный модуль является вариативной частью основной программы дошкольного учреждения и разработан на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Рассматривая модуль «Трудовые ступеньки», можно сказать, что приучение к труду в «Детском саду «Солнышко» (учитываются возрастные и половые особенности детей) ведется с самого раннего возраста и является последовательным и систематичным. Воспитывая в ребенке интерес к труду взрослых, желание трудиться, уважение к результатам своей трудовой деятельности педагоги стремятся создать все необходимые для этого условия. Применяя в своей практике такие формы организации труда дошкольников, как дежурство, поручение, коллективный труд, они учат детей обслуживать себя самостоятельно (умываться, расчесываться, готовить рабочее место для занятий и т. д., осуществлять элементарную уборку помещения, ухаживать за растениями (поливать, мыть, подкармливать, рыхлить и т. д., работать на участке (сажать лук, поливать и т. д.)
Организовывая трудовую деятельность дошкольников, педагоги стремятся активизировать их физические и умственные способности посредством интересных форм занятий, приемов и методов, что в свою очередь доставляет детям радость, позволяет ощутить себя нужными и компетентными.
Старшие дошкольники, знакомясь с трудом взрослых, осваивают различные орудия, способы их применения в разнообразных ситуациях, что способствует их гармоничному и всестороннему развитию.
Для решения программных задач по трудовому воспитанию используются разные формы методической работы: семинары, консультации, смотры, конкурсы, мастер-классы, открытые просмотры, обобщение передового педагогического опыта.
Чтобы отследить уровень сформированности у старших дошкольников трудовых умений, в детском саду разработаны критерии, способствующие объективному распределению детей по условным группам отношения к труду. (Таблица 2.)
Таблица 2.
Уровни Характеристика
Низкий У дошкольника отмечается беспомощность в трудовой деятельности или вообще отказ от нее. Если трудовая деятельность начата ребенком, то результат зачастую не удовлетворительный. В процессе трудовой деятельности дошкольник склонен отвлекаться. Работа не соответствует представленным образцам.
Средний Дошкольнику свойственно проявление самостоятельности в трудовой деятельности, но наблюдается отсутствие творческого подхода, в итоге работа сделана по образцу, но новизны в ней нет. Иногда можно увидеть проявление негативного отношения к трудовой деятельности из-за возникающих проблем в ходе ее реализации. Творчество проявляется при косвенной поддержки взрослого.
Высокий У дошкольника наблюдается высокий уровень проявления самостоятельности в трудовой деятельности, творческий подход не только к замыслу, но и к дальнейшему процессу деятельности. Настрой на работу позитивный, умеет применять в работе комбинированные способности и нестандартное мышление.
На основании данных критериев ежегодно определяется соотношение количества детей по уровням сформированности трудовых навыков и умений. Так на сентябрь 2023 года были получены следующие результаты, которые представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Соотношение количества детей по уровням сформированности трудовых навыков и умений (сентябрь 2023 г.)
Группа Уровни
Высокий Средний Низкий
5-6 лет 26 21 5
6-7 лет 27 20 3
Если обратиться к результатам, которые были получены в январе 2024 года, то можно утверждать что применяемые формы, методы и технологии работы педагогов с дошкольниками данного возраста имеют позитивные результаты.
Таким образом, наблюдение за деятельностью детей позволило выявить уровень сформированности трудовых умений детей. Эксперимент показал преобладание высокого и среднего уровня сформированности трудовых умений детей.
Стоит отметить, что показатели низкого уровня сформированности трудовых навыков в течение 5 месяцев снизились почти на 6%, а высокий уровень поднялся на 15,5%.
Большую роль в формировании трудовых навыков играет предметно-развивающая среда детского сада, которая организована в соответствии с требованиями программы. Здесь представлены все необходимые материалы, оборудование для ознакомления и приучения детей к труду взрослых.
Рассматривая взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду, необходимо обратиться к таблице 5, где выделены такие направления как: ознакомление дошкольников с трудом взрослых, трудовое обучение, организация собственной трудовой деятельности. (Таблица 5)
Таблица 5.
Направления Содержание деятельности
Ознакомление с - комплекс занятий направленных на развитие и коррекцию речи, формирование творческих способностей детей.
трудом взрослых - наблюдение за трудовой деятельностью своих близких, а также своего окружения (медицинские работники, повара, дворники, воспитатели)
-изучение наглядных пособий (картинки, иллюстрации);
- просмотр детских мультфильмов, направленных на ознакомление с трудом взрослых («Простоквашино», «Заячья школа», «Остров ошибок», «Старая пластинка» и др.)
Трудовое обучение - игровые персонажи (пчелка Майя, буратино, папа Карло, незнайка и др.);
- методы педагогического стимулирования;
- модели «лесенки», схемы трудовых процессов.
Организация - поручения;
собственной трудовой - дежурства;
- коллективный труд
Таким образом, результаты опыта работы «Детского сада «Солнышко» п. Тюльган способствуют положительной динамике ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство воспитания у них уважения к труду людей. Воспитатели уделяют большое внимание дошкольникам по ознакомлению и приучению их к труду взрослых. А пример и совместная деятельность с родителями только усиливает этот процесс приучения.