МААМ-картинки

Ознакомление с природой. Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы

Лилия Казакова
Ознакомление с природой. Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Опыты с Воздухом

«Игры с воздушными шариками»

Задачи:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.

Оборудование: 2 воздушных шарика

Методические приемы :

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Публикация «Ознакомление с природой, Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы» размещена в разделах

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (с тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

«Вертушка»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Образец, бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Ход опыта:

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку поэтапно, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

«Реактивный шарик»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Воздушные шары.

Ход опыта:

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Песок, камни, глина, почва.

«Камни»

Задачи - развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Материал: лупы

Ход эксперимента

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

«Песчаный конус»

Цель:

помочь определить, может ли песок двигаться.

Материал:

песок.

Оборудование:

плоская ёмкость.

Ход опыта:

Воспитатель насыпает чистый песок в большой лоток.

Дети под руководством воспитателя через лупу рассматривают форму песчинок.

Воспитатель. Какой формы песчинки? (Разной.)

- В пустыне песчинка имеет форму ромба.

Каждый ребенок берёт в руки песок и пересыпает его из ладошки в ладошку.

Вместе с воспитателем дети вспоминают свойство песка - сыпучесть.

Воспитатель. Может ли песок двигаться?

(Предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя аккуратно проводят опыт.

Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, легко заметить, то в одном месте, то в другом месте возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод. Песок может двигаться.

«Свойства песка и глины»

Цель:

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Оборудование:

Емкости с песком, глиной, палочки.

Ход опыта:

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с сухой глиной.

Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный, где лучше стоит палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).

«Волшебный материал»

Цель:

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Оборудование:

Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки.

Материал:

изделия из керамики.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям скатать шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек.

Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Из глины можно, а из песка нет.

«Камни»

Задачи - развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Материал: лупы

Ход эксперимента

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

«Как предотвратить вымывание почвы в оврагах?»

Рассмотреть верхний плодородный слой почвы. Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками.

«Как образуется овраг?»

Сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)

-Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Вода

«Измерение уровня воды»

Цель:

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Оборудование:

Бутылки с пробками.

Ход опыта :

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания заносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

«Вода двигает камни»

Цель:

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Материал:

Соломинки для коктейля, пластилин.

Ход опыта:

Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой (вода, замерзая в соломинке, увеличилась в объеме и сдвинула пробку).

«Где снег?»

Задачи :

- закрепить знание о том, что снег - это состояние воды

- развивать логическое мышление, умение сравнивать;

- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал: ведерко со снегом

Методические приемы

Воспитатель вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.

Наблюдение за снегом в ведерке.

Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? группе тепло).

Почему снег не таял на улице (на улице холодно).

Во что превращается снег? (в воду).

Какая вода сначала? (холодная).

Что происходит с ней дальше? (она теплеет).

Вывод: снег- это вода, он тает от тепла.

«Какие свойства?»

Цель:

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование:

Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).

«Что произойдет, если стеклянную банку с водой вынести на мороз?»

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее.

«Защитные свойства снега»

Цель:

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Спросить у детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки теплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедится в том, что в них вода теплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода замерзла. И приходят к выводу что под снегом вода не замерзла, значит снег хорошо сохраняет тепло.

«Как согреть руки?»

Цель:

Помочь вывить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение).

Предлагаю похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предлагаю платочком потереть замёрзшую щеку и выяснить, что почувствовали. Спрашиваю: какой вывод мы можем сделать? (при движении предметы согреваются). Предлагаю предложить свои варианты к нашему выводу.

«Снег- это вода в твердом состоянии»

Цель:

Помочь детям понять, что снег - это вода в твердом состоянии.

Предложить поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Рассказать какая снежинка? (легкая, пушистая, резная, красивая.). Предложить детям запомнить, как выглядит снежинка, чтобы по памяти в группе нарисовать.

Поймать снежинку на ладошку. Что произошло? (ладошка тёплая и снежинка растаяла, превратилась в капельку воды).

«Лед тает быстрее, если его посыпать солью»

Цель:

Подвести детей к пониманию, что лед, посыпанный солью, начинает таять гораздо раньше, чем простой лед.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками.

Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.

Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов. Когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды – поэтому и лед, посыпанный солью, начинает таять.

«Плавает ли лед?»

Цель:

Узнать, тонет ли лед в воде.

Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды.

Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На дно пластикового стакана, с помощью пластилина, закрепим палочку с бумажным флажком. Нальем в стаканчик воду и поставим его на мороз. Когда вода замерзнет, опустим его в емкость с водой - он будет плавать!

Лед не тонет в воде. Из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Температура

«Чудесный мешочек»

Задачи :

- научить определять температуру веществ и предметов;

- развивать логическое мышление, умение сравнивать;

- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал:

Предметы из металла, дерева, мешочек

Методические приемы

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. (из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стал?

Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы.

Вес

«Легкий - тяжелый»

Задачи :

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности.

Материал: песок, камешки, снег, ведерки.

Методические приемы

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, снегом и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Свет

«Передача солнечного зайчика»

Цель:

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал:

схема многократного отражения.

Оборудование:

Зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз).

Живая природа

«Что происходит с деревьями осенью?»

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

в разные времена года

Осень

При помощи флюгеров, султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

Выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

«Воздух осенью влажный». На скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

«Музыка дождя"

Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее.)

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Консультация для родителей " Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром"

- Консультация для родителей "Наблюдение и эксперименты"

- Консультация для родителей "поделки из листочков"

- Листовки для родителей "Правила безопасности с горячими предметами"

- Консультация для родителей "Волшебная водичка"

- Фото - газета "Водные процедуры"

Зима

Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

«Как согреть руки». Помочь вывить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение).

Лед тает быстрее, если его посыпать солью».

«Плавает ли лед?». Узнать, тонет ли лед в воде.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Родительское собрание "Фото - отчет игры и эксперименты"

- Консультация для родителей "Игры с песком и глиной"

- Консультация для родителей "Поделки из бумаги"

- Фото - газета "Открытка для моего папы"

Весна

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки- горошки: на дороге, под кустами и т. д.

Определить что тяжелее- лед, снег или вода?

Что произойдет, если соединить снег, лед и воду? Что растает быстрее?

Почему весной идет дождь, а не снег?

Рассмотреть талую воду с помощью лупы, выяснить, можно ли ее пить?

Измерение температуры воздуха с помощью термометра в группе и на улице. Изготовление термометра своими руками.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Сухой из воды. Определить, что воздух занимает место.

Почему не выливается? Предложить детям перевернуть стакан, не пролив из него волы.

Что быстрее? Какой лист бумаги упадет быстрее, расположенный в руках вертикально или горизонтально.

Уличные тени. Рассматривание образования тени на улице.

Изготовление солнечных часов.

Разные отражения. Объяснить детям, что отражение возникает на блестящих поверхностях, и не только при свете.

Солнечные зайчики.

Наблюдение за первыми насекомыми.

Рассматривание с помощью лупы проросших семян деревьев (клен,дуб). Посадить семена у забора.

Может ли растение расти без воздуха? Опыт с семенами.

Будет ли расти растение без воды? Опыт с семенами.

Будет ли расти растение без света? Опыт с семенами.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Консультация для родителей "рисуем портрет"

- Консультация для родителей "играем с мыльными пузырями"

- Консультация для родителей "Подвижные игры с воздушными шарами"

- Консультация для родителей "Музыкотерапия"

- Консультация для родителей "Огород на окне"

- Родительское собрание "Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности".

Лето

Наблюдение за одуванчиками. Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Наблюдение за злаковыми культурами.

Наблюдение за движением облаков.

Наблюдение за бабочками.

Наблюдение за улиткой.

Наблюдение за муравьями в муравейнике.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

Найти божью коровку и определить ее название.

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Консультация для родителей: «Неизведанное рядом».

- Опыт в домашних условиях «Мыло-фокусник»

- Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности»

- Консультация «Необычное рисование с помощью природных материалов»

- Памятка «Чем занять ребёнка в выходные»

- Буклет «Делаем необычные кораблики»

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Фотоотчёт о тематической неделе «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в разновозрастной группе «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого ребенка. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.

Картотека опытов «Вода» для второй младшей группыКартотека опытов «Вода» для второй младшей группы Опыт 1 Наберём в воду стаканчик. Посмотрите и скажите: какую воду мы налили в стакан? (Чистую). Посмотрите на меня через стакан с водой.

Картотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возрастаКартотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возраста Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек. Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое.

Неделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группеНеделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе В нашей группе- неделя экспериментов. Каждый день мы проводили новый опыт, обсуждали, рассуждали, делали выводы. Первый опыт- "Тонет или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с природой. Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы
Опубликовано: 15 января 2022 в 22:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с природой. Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Казакова (УИ 647358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД