МААМ-картинки

Ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада

Надежда Исакова
Ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические моменты ознакомления с окружающим в средней группе детского сада

Многие педагоги и психологи считают, что дети пятого года жизни — самые шумные непоседы и пытливые любознайки во всём детском саду. И этому есть объяснение: кризис 3 лет остался позади, первичная база знаний и умений накоплена, и наступает время, когда психическое развитие ребёнка совершает качественный скачок. 4–5 лет — возраст неугомонных почемучек, маленькому исследователю мира необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.

Публикация «Ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада» размещена в разделах

Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.

Если не поддерживать и не развивать в ребёнке этого возраста познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе. Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром именно в средней группе дошкольного образовательного

Цели

Ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные цели этой области определены (согласно примерной образовательной программе «От рождения до школы») следующим образом:

развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

расширение опыта ориентировки в окружающем;

сенсорное развитие;

становление сознания;

ознакомление с природой и природными явлениями;

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля и элементарных экологических представлений.

Экологическое воспитание детей пятого года жизни строится на познании связей между природными явлениями и объектами

Все эти цели становятся актуальными в средней группе. Стремительное развитие мыслительных процессов делает возможным усвоение информации, которая была сложна год назад.

Задачи

Значительно усложняются задачи, которые необходимо осуществить педагогу в этой образовательной области:

На первый план выходит не только усвоение новых знаний и выработка навыков, но и воспитание познавательной активности, желания узнавать новое.

Детей учат простейшему сравнительному анализу, умению группировать и систематизировать предметы по определённому признаку, производить сериации (выстраивать ряды из 5–7 предметов по убыванию или возрастанию общего признака).

Приобретает большое значение развитие пространственного ориентирования, то есть представлений о положении в пространстве предметов, их частей, а также обогащение словаря словами, которые обозначают положение предметов и деталей относительно друг друга.

Начинается работа по формированию умения устанавливать взаимосвязи между явлениями в общественной жизни и природе.

Даются первоначальные представления о малой родине, Отечестве, народе, общественных праздниках, традициях.

Представления детей о значимых явлениях и сторонах жизни человека (семья, жильё, профессии) углубляются, расширяются

Приёмы, используемые во время занятий

Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на 3 основные группы :

Словесные:

беседа;

рассказ;

пояснение;

чтение художественных произведений.

Наглядные:

демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;

рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);

наблюдение, экскурсия (эти виды деятельности в средней группе можно вынести на прогулку, посвятив её почти целиком теме занятия).

Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Игровая комната в детском саду

Стимулировать ребёнка к моделированию ситуаций из жизни призвана богатая развивающая среда в группе

Набирают популярность комментированное рисование и моделирование, позволяющие детям увидеть то, о чём идёт речь, в упрощённой и понятной форме, но с сохранением ключевых признаков изучаемого объекта или явления. И моделирование, и комментированное рисование в средней группе поначалу проводит воспитатель. Он выступает в роли волшебника, который «оживляет» картину мира, заставляет двигаться, преобразовывает объекты, предметы. Оба приёма сродни мультипликации, когда изображения появляются на бумаге или экране постепенно, связанные сюжетом, развиваются, имеют логическое завершение. Поэтому они так нравятся детям.

Замечательно, если просмотрев несколько раз, как педагог моделирует ситуацию или явление, дети сами захотят его повторить. Например, отобразить путешествие капельки воды из облачка на землю в виде дождя, рост цветов, которые напоил дождь. Простое выкладывание картинок на панно даст малышам гораздо больше, чем рассматривание иллюстраций или схем. Ведь, занимаясь моделированием, они создают картину мира сами.

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). Поскольку воспитатель четырёхлеток имеет дело с фантазёрами, которые любят всё необычное, то игры для ребят средней группы должны не только закреплять уже изученное, но и подталкивать к

Игровые приёмы — одни из самых любимых у дошкольников

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

Пояснение взаимосвязей между явлениями и живыми объектами в природе (с выпадением снега заяц меняет шубку с серой на белую, чтобы его не заметили на снегу хищники, между деятельностью людей и её результатом в социуме (швея шьёт одежду, чтобы людям было тепло, уютно, а пекарь печёт хлеб, чтобы все были сыты, в том числе и швея).

Обсуждения прошлого и будущего, воображаемые «путешествия во времени», которые показывают детям, кем были их родители в детстве и кем станут они сами, когда вырастут.

Приём «от противного», то есть: «Что было бы, если бы не стало деревьев, птиц, хлеба, воды, домов и т. д.». Особенно эффективен он для воспитания экологической культуры, умения ценить жизнь на Земле, результаты человеческого труда.

Построение экологических цепочек. На пятом году жизни детям доступно осмысленное построение «цепи» из 3– 4 звеньев: «Дождь поливает землю, из земли растёт трава, корова ест траву и даёт нам полезное молоко». Разумеется, такие упражнения должны проводиться с опорой на наглядность (схему, набор предметных картинок).

Сопоставление, обнаружение сходств и различий между предметами, объектами и явлениями природы («большое — маленькое, тёплое — холодное, мягкое — твёрдое» в начале года, «вредное — полезное, опасное — безопасное» в конце).

Способность четырёхлеток понимать юмор, шутку делает возможным применение приёма «намеренной ошибки». Это могут быть как рисованные картинки-путаницы, так и рассказы с заведомо неправильной информацией. Они очень нравятся ребятам, позволяют закрепить знания по самым разнообразным темам: «Ребята, послушайте, какой рассказ об осени написал Незнайка! Да будьте внимательными: вдруг он ошибся. Пришла осень. Листочки на деревьях стали синими и фиолетовыми (жёлтыми и красными). Улетели на юг бабочки (птицы). Забрался спать в свою берлогу зайка (мишка). А белочка у себя в дупле собрала запас конфет, баранок (грибов, орехов). Вот какой путаник наш Незнайка! Хорошо, что вы ему помогли!».

Очень полезно в плане развития мыслительных процессов и концентрации внимания простое игровое упражнение «Назови пять» (пять деревьев, пять птиц, пять предметов посуды и т. д.). Проводят игру фронтально, принимая ответ от первого назвавшего нужное слово. Игра стимулирует сметливость, умение быстро припоминать и применять багаж знаний, способствует воспитанию дружбы, коллективизма, товарищества. Дети учатся мыслить сообща, радуются совместно выполненной

Все эти упражнения и приёмы используют как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главное, чтобы они проводились педагогом эмоционально, в хорошем темпе, были подкреплены поощрением, верой в способности ребят.

Ребёнок изображает удивление

Чтобы ребёнок слушал воспитателя, не отвлекаясь, необходимо сообщать ему интересную информацию и эмоционально её подавать

Все знания, которые даются детям на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, основываются на принципах научности и природосоответствия.

Неотъемлемой частью работы является совершенствование сенсорного, то есть осуществляемого с участием всех органов чувств, восприятия. Её можно включать как в занятия, так и другие виды деятельности: исследовательско-экспериментальную, изобразительную, двигательную. Изучение цвета и формы, фактуры, свойств материалов, их применения расширяют представления детей о предметном мире, дают представление о его многообразии, развивают пытливость

Сенсорное

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Моя семья» Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах, воспитание любви и.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Насекомые» Тема: «НАСЕКОМЫЕ» Цель: систематизировать и закрепить представления детей о насекомых. Задачи: Образовательные: расширять и закреплять знания.

Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование Методическая разработка по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование Ребенок рождается исследователем. Неутолимая.

Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе ДОУ «Традиции чаепития» Ирина Баркалова "Традиции чаепития. " Чай напиток очень бодрый: и горячий, и холодный! Разновидностей - не счесть! И в семье он в каждой.

Ознакомление со окружающим миром. младшая ей группе «Наш зайчонок заболел» Цель: дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем ребенке:; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить.

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе. Наблюдаем за насекомымиОзнакомление с окружающим миром в старшей группе. Наблюдаем за насекомыми Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть.

Презентация «Ознакомление с окружающим миром «Фрукты и овощи» Представляю презентацию по ознакомлению с окружающим миром "Фрукты и овощи". Презентация поможет в закреплении детьми знаний о фруктах и.

Сценарий развлечения «Наша дружная семья» для воспитанников средней группы детского сада Аннотация:Данное мероприятие направлено на яркое, дружное участие в играх и конкурсах родителей и детей, расширение эмоциональных контактов.

Ознакомление с окружающим миром на музыкальных занятиях На музыкальных занятиях дошкольники, кроме того, что учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, получают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 16:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Исакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД