Наталия потапова
Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ
Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития
Основная задача познавательного развития детей с неярко выраженными интеллектуальными отклонениями – формирование у них восприятия целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром
Публикация «Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательнее к тому, что его окружает, - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания : ощущений, восприятия, представлений.
Ознакомление с предметным миром
Ознакомление с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, их свойствах и качествах, и способах действия с ними.
Ознакомление с природой
Дети получают представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Основные предметные области коррекционно – педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей и неярко выраженными отклонениями:
Человек
В раннем возрасте: у детей формируются представление о себе и о близких людях.
На четвертом году жизни: ребенок узнает и называет по имени сверстников, имеет представления о половом различии детей.
В этом возрасте дети знакомятся с основными частями тела и лица, с различными эмоциональными состояниями людей, празднованию своего дня рождения, учат наблюдать за действиями и поведением людей.
У детей пятого года жизни формируются представления о цикличности жизни дома и в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов.
Закрепляется представление детей о своем возрасте, формируется обобщенное представление о человеке (тело, органы, чувства, мысли).
Знакомят с профессиями врача и продавца.
На шестом – седьмом году жизни закрепляется представления о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека.
Учат называть свой город, домашний адрес, с кем они живут. Должны знать название своей страны, уметь назвать столицу.
Знакомят с профессиями парикмахера, учителя, а к концу года – с профессией почтальона
Важно сформировать у детей представление о школе и деятельности ребенка в ней.
В играх следует стимулировать самостоятельность действия детей с опорой на их знания о профессиях, закрепить представления об окружающем предметном мире, созданном руками человека.
Предметный мир
Предметы, которые окружают детей в повседневной жизни, - наиболее доступная их пониманию, необходимая для их социальной адаптации область окружающей действительности.
Родители должны познакомить детей с игрушками и их свойствами, с предметами бытового назначения, с простейшими предметами-орудиями.
В раннем возрасте у детей формируют интерес к игрушкам и активное отношение к ним, способы их обыгрывания. Играют с дидактическими и сюжетными игрушками самостоятельно или по подражанию.
Важно научить детей наблюдать за действиями их сверстников с игрушками и предметами, а затем подражать этим действиям и обобщать свой опыт в речевых высказываниях.
Ребенок, посещающий д/с, должен иметь представление о его помещениях и об обстановке в них.
Детей нужно научить пользоваться посудой и называть её. Должны знать названия основных блюд и продуктов.
На четвертом году жизни расширяется круг игрушек и предметов. Научить детей систематизировать предметы по их функциональному назначению.
В этот период детей знакомят с одеждой и обувью. Должны узнавать и называть предметы на улице.
На пятом году жизни особое внимание обращается на формирование у детей умений осуществлять группировку, систематизацию предметов по двум заданным признакам (форма, цвет, величина и функциональное назначение)
Расширяются представления о материалах, из которых изготовлены предметы.
Могут группировать предметы на 2-3 группы по назначению (мебель-посуда-продукты).
Расширяются знания о посуде. Закрепляются представления о игрушках, действиях с ними и с результатами этих действий (Домик из песка)
Дети узнают, что одежда может быть летней, зимней кукольной и настоящей, детской, взрослой. Вводятся понятия «обувь», «головные уборы», «одежда для труда и отдыха»,
На 6 году жизни продолжается работа о предметах окружающей действительности.
Знакомятся с понятием «транспорт» и его обобщающим значением.
Закрепляя представления о профессиях, их обучают соотносить предметы орудия с определенной профессиональной деятельностью.
Начинается активная подготовка детей к школе.
Живая и неживая природа
Ознакомление детей с природой – это средство формирования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, взрослые должны руководить процессом восприятия, развивать их внимание, наблюдательность, мышление, познавательные способности, речь.
Живая природа: растения и животные.
Важнейшей задачей педагогов является воспитание у детей интереса к природе, и бережного отношения к нему.
Неживая природа
В основе ознакомления детей с явлениями неживой природы должно лежат действие с реальными предметами и явлениями. Ребенок, изучая материальные объекты, их свойства и отношения, должен постоянно взаимодействовать с ними.
Приучая ребенка наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиться на объектах и явлениях природы, взрослые развивают его внимание.
Формировать у них представления о закономерных изменениях, происходящих в природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от постоянно меняющейся природной среды. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости, расширяя и уточняя их экологические знания.
В раннем возрасте важную роль в воспитании интереса детей к явлениям и объектам живой и неживой природы играет непосредственно их наблюдение. (Дождь).
В зимнее время года можно провести экскурсию, понаблюдать за тем, как снежинки падают на землю, на ветви деревьев, ложатся на варежки. В конце прогулки можно набрать снег в ведёрко и принести его в группу, чтобы понаблюдать за таянием снега. В течении года детей знакомят с основными объектами неживой природы (водой, землей, песком).
Знакомятся с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, растения (овощи – яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).
На четвертом году жизни расширяются представления детей о сезонных изменениях в природе и о связанных с ними изменениях жизни людей и животных.
Дети должны определять состояние природы (солнечный день, характерные признаками 3 времен года-лета, зимы, осени.
наблюдать за повадками животных и поведениям птиц.
Дети должны дифференцировать объекты живой природы (деревья, трава, цветы, знать некоторые названия (ромашка, роза, елка, береза).
Расширяется круг представлений детей о домашних и диких животных (коза, свинья, заяц, лиса, медведь).
Дети пятого года жизни в активной речи должны использовать словесные характеристики и определения, обозначающие качественное своеобразие изученных групп предметов.
Детей учат воспринимать и различать бытовые и природные шумы.
Продолжается целенаправленная работа по формированию временных представлений детей : время года, время суток.
Расширяются представления об овощах, фруктах, ягодах.
Знакомятся с некоторыми деревьями (клен, рябина, дуб) и их основными признаками (ствол, ветки, листья).
Формируется представления о значении воды в жизни и деятельности человека (свойствах, и состояниях – жидком, твердом, газообразном).
Проводятся опыты с водой, под наблюдением взрослого выращивают лук и петрушку в горшках, ухаживают за ними.
На шестом и седьмом годах жизни развивается обобщенное представления об овощах, фруктах, о плодово-ягодных культурах, об условиях, необходимых для жизни растений (свет тепло, влага, почва).
Живая и неживая природа: получают сведение о цветах и ягодах, травах и кустарниках, предметах неживой природы. Детей учат классифицировать объекты по категориям «живое» и «неживое».
Знакомятся с некоторыми представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)
В этом возрасте систематизируются и совершенствуются представления детей о сезонных изменениях в природе. Должны знать все 4 времена года, и определять их последовательность; узнавать на картинке. Учить определять состояние погоды (холодная, теплая).
В этот возрастной период уточняются и расширяются знания детей о домашних животных и их детенышах, о жизни в природных условиях диких животных.
В течении года уголок природы пополнятся новыми растениями и животными.
При ознакомлении детей с дикими животными используются картины из серии «Дикие животные» (авторы С. Н. Николаева, Н. Н. Мешкова).
Заканчивается год закреплением представлений детей о времени и о его роли в жизнедеятельности человека.
Использованная литература
Стребелева Е. А., Екжанова Е. А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2008. – 156-172 с.