Елена Борисова
Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «История космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
расширять представление о космических полётах;
познакомить с российскими учёными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королёвым;
закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю. Гагарин.
Подготовительная работа: создание стендов с иллюстрациями о космосе, с портретами космонавтов Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Терешковой, основателя космонавтики К. Циолковского, главного конструктора космических аппаратов С. Королёва; беседы о космосе; подготовка детей к индивидуальным рассказам о героях космоса; чтение и рассматривание книги «Что, зачем, почему?» К. Мишиной.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром в старшей группе „История космоса“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Оборудование глобус, иллюстрации с изображением космоса, космических ракет, спутников, портреты космонавтов, стихи, загадки, карта звездного неба.
Ход ООД:
Воспитатель. Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Дети. Дорожку, асфальт или траву, землю.
Воспитатель. Если посмотрим вверх, что увидим?
Дети. Небо, солнце, а ночью луну и звезды.
Воспитатель. Посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты с морями, океанами и сушей. За её пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы. Привязывали крылья, но нечего не получалось.
Прошли века и люди смогли покорить воздушное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали летать на самолетах и вертолетах. Но люди продолжали смотреть в небо, особенно ночь, и мечтали полететь, а куда, отгадайте.
Ночь уже не так темна,
Если светит нам она.
(Луна)
Белы цветочки на синем платочке.
Вечером расцветают, а утром увядают.
(Небо и звезды)
Это странные медведи –
Месяцу они соседи.
Сверху вниз на нас глядят,
Мед, малину не едят.
(Большая и Малая Медведицы).
Ей, ребята, можно верить –
Нам укажет путь на север
Ночью ясною всегда
Лишь Полярная… (звезда).
Куда хотели лететь люди?
Дети. К звездам и на Луну.
Воспитатель. Правильно, человечество мечтало о космическом пространстве, о котором великий русский учё ный и поэт Михаил Ломоносов сказал так:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Таинственная «Звездная бездна» космоса притягивала людей, звала заглянуть в неё, разгадать её загадки!
Дети, а вы знаете, какая самая большая звезда?
Дети. Это Солнце, оно освещает и согревает всю нашу планету, Земля.
Воспитатель. Около Солнца вращается и Земля, и её сестры – планеты. Назовите и покажите их на карте.
Дети называют Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран.
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? И похожи ли они на людей? Но что бы узнать, надо до этих планет долететь.
Дети, давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят. Самолетом и вертолетом, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. А в космосе есть воздух.
Дети. Нет.
Воспитатель. С помощью чего можно освоить космическое пространство?
Дети. С помощью ракеты.
Воспитатель. Разработал теорию ракеты, продумал её устройство и вывел основную формулу движения замечательный учёный Константин Эдуардович Циолковский. (Показывает портрет).
Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля : «Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение. Стоим и на полу, и на потолке, и на стене.
Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».
Кажется, что ученный сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости.
Но, к сожалению, у него не было возможности сделать летательный аппарат.
И только через много – много лет другой ученный – конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в первые в космос полетел человек.
Кто же был первым космонавтом, покинувшим нашу планету?
Дети. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России.
Специально подготовленный ребенок рассказывает о Юрии Гагарине. Затем читает стихотворение «Первый космонавт».
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А кораблю назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
Т. Шорыгина.
Воспитатель. Сначала были одиночные полёты, а потом групповые по 2 – 3 и более человек. Люди каких профессий побывали в космосе?
Дети. Врачи, инженеры конструкторы, исследователи.
Воспитатель. Как называется взлетные площадка, с которой стартуют космические корабли?
Дети. Космодром.
Воспитатель. Где находится космодром?
Дети. В Байконуре.
Воспитатель. Дети, какие названия космических кораблей вы знаете?
Дети. «Восход», «Союз», «Буран», станция «Мир», с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты.
Воспитатель. Дети, чтобы жить и работать в космическом корабле надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда давайте потренируемся.
Физкультминутка.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево – вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише, походить – и сесть опять.
Сегодня мы с вами говорили о космосе и космонавтах, каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики и чествуем героев космоса.
Сейчас в космосе находится международная космическая станция. К ней прилетают Российские и американские корабли. Космонавты разных стран работают дружно. Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтов или конструктором ракет, изобретет новую ракету, в которой люди не будут испытывать перегрузок, и прославит нашу Родину.
Ребята, давайте нарисуем, как вы представляете себе космос.
Дети рисуют красками. Рисунками оформляется выставка в группе.