Алтынай Мурзабаева
Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы» для детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие речи, развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
Закрепить представление детей о жизни птиц.
Формировать активный и пассивный словарь детей.
Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логическое мышление.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром: „Перелётные птицы“ для детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое, тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, пернатые непоседы- перелётные птицы.
Перелётные птицы-те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.
Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно, остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд.
Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха начинает строить гнездо.
Вслед за грачами прилетают скворцы.
Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи.
К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.
Широким и важным шагом, кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует скворец по полю.
Выдергивает из земли дождевых червей и жучков. А какую пользу скворцы приносят человеку выкармливая птенцов! Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов!
Это что за молодец!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут - скворцы
Ранней весной, когда снег только сошёл и когда ещё не кончился ледоход, к нам возвращается трясогуска. Недаром в народе говорят: «Трясогуска прилетает – хвостиком лёд разбивает».
Весной, когда насекомых ещё совсем немного, у трясогуски одна забота- поиск еды. Корм птицы, обычно, собирают на земле, но бывает взлетая, трясогуски хватают бабочку или стрекозу и снова продолжают бежать по земле. Оба родителя выкармливают птенцов, принося своим детишкам то комара, то муху.
Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых.
Ласточки- прекрасные летуны: большую часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Питаются ласточки только насекомыми, которых поймали на лету.
Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-жёлтые клювики, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.
Птенцы растут быстро, и вскоре в укромных уголках открываются птичьи школы.
Взрослые птицы учат детвору искать еду, спасаться от врагов, выбирать место для ночёвки, узнавать и подавать различные сигналы-сообщения.
Повелось так с самой древности: Эти птицы – символ верности. В отраженье своё глядя, Вот скользят по водной глади, Восхищая всех людей, Двое белых … (лебедей)
Если в эти чудесные весенние деньки вы пришли в лес на прогулку, то старайтесь не бегать, не шуметь. Не заглядывайте в птичьи гнёзда. На трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом. И в гнезде никогда не появятся птенчики.
На нашей планете живут чудесные создания.
Они летают и поют, и землю свято берегут.
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут и съедят кору, листочки,
Обгладают ветки, почки,---
Вот, что будет, если птицы, все исчезнут- пропадут!
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Десять птичек стайка. (пальчиковая гимнастика)
Пой-ка, подпевай-ка:Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка,Сонная головушка. Эта птичка – свиристель,Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Ворона(пальчиковая гимнастика)
Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями)
«Ястреб». (подвижная игра)
Из группы детей выбирают «ястреба». Это можно сделать с помощью считалки. Остальные участники — «мышки», которым надо убежать от хищной птицы. «Ястреб» становится впереди, ему нельзя оглядываться назад. Сзади него дети размещаются друг за другом по парам. По команде ведущего пары распадаются, и «мыши» разбегаются в разные стороны. Кто попал в лапы «ястребу», сам становится хищной птицей. «Мыши» могут спасаться не только бегством, но и бросать в «ястреба» платком или бумажным комком (только не булыжниками). Если кто-то попал, значит «ястреб» убит, на его место становится другой игрок.
«Птички и кошка»(подвижная игра)
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры:
В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.