Яна Викторовна Павлова
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с геометрическими фигурами.
(методическая разработка).
Подготовила Павлова Я. В.
Воспитатель младшей группы
МАДОУ «Детский сад № 37»
Филиал МАДОУ «Детский сад № 49»
г. Первоуральск 2016 г.
Пояснительная записка.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Основными целями развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста являются : - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.).
Реализуя содержание программы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, осуществляется решение следующих задач:
-привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;
–освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения;
-овладение дочисловой оценкой количественных групп предметов;
-развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности.
При составлении программы формирования элементарных математических представлений необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами:
-последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала;
-использование игровых приемов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятия;
-учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности.
Программное содержание.
Форма : формирование умения различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, овал)
Цвет : формирование цветовосприятия, умение различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.
Величина: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и обозначению их в речи (большой- маленький)
Количество: развитие у детей формировать группы однородных предметов по заданному признаку, различать количество предметов и обозначать их в речи (один – много)
Ориентировка в пространстве: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (в помещении группы и на территории участка детского сада). Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определенном направлении.
Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;
- различает один и много предметов;
- различает большие и маленькие предметы, называет их размер;
-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;
- ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.
Методические рекомендации.
В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей, особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды. Которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.
В ходе формирования Э. М. П., создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике детей младшего дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.
В свободном доступе для детей должны находиться : разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т. д.
Педагогическая работа с детьми младшего дошкольного возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей, исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т. д. Самым важным моментом формирования Э. М. П. у детей младшего дошкольного возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по ФЭМП создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.
Данная методическая разработка рассчитана на 5 занятий по конкретной теме «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами». В презентации каждый слайд сопровождается звуковым сопровождением, его можно включать после ответа малышей для того, чтобы они убедились в правильности ответа. Во всех презентациях прослеживается алгоритм: занятие начинается со знакомства с формой и цветом, с величиной, с количеством. В конце презентации есть слайд с дидактической игрой на закрепление материала «Что здесь лишнее?» и пальчиковая игра с музыкальным сопровождением.