Наталья Цыряпкина
Ознакомление с окружающим миром «Дружат дети всей Земли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром «Дружат дети всей Земли»в старшей группе
Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи:
Публикация «Ознакомление с окружающим миром „Дружат дети всей Земли“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные: познакомить детей с разными народами, населяющими планету; познакомить с элементами разной культуры этих народов; формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпимость) по отношению к людям других национальностей; закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, карта, народ, страна, дружба и пр.
Воспитательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других; воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету; развивать потребность в общении со сверстниками.
Развивающие: обогащать чувства, а также представления о мире; развивать умение игрового общения; обогащать словарь, закрепляя новые слова.
Ход ООД:
- Ребята подходите ко мне. Становитесь в круг. Давайте споем песню «Солнечный круг»
Вот какой получился у нас дружный хоровод, потому, что вы крепко держались за руки.
Я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие, в страну под названием «Дружба». Закройте глаза и послушайте стихотворение:
«Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость,
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар! "
Откройте глаза. Вот и попали мы с вами в страну «Дружба», рассаживайтесь на места.
- Ребята, а как вы думаете, почему говорят, что дружба – это светлый мир?
Да, на нашей планете Земля должны быть дружба и мир и не должно быть войны.. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас идет война? Как вы думаете, людям там хорошо или плохо?
Мы должны посочувствовать этим людям и пожелать им мира.
Наша земля большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. И кто же по вашему все эти тайны пытается разгадать?
Правильно –люди! На нашей земле живет очень много разных людей – разных национальностей. (слайд №2)
-А люди на планете Земля похожи?
- А в чем же различие?
Люди живут в разных странах и на разных континентах. Они разговаривают на разных языках и имеют разный цвет кожи Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. (слайд №3) .У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые глаза. У негра — темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца узкие глаза, темный цвет глаз и волос. У жителя Севера — раскосые глаз а и меховой головной убор
-А чем они похожи?
Да они ходят на работу, в школу, в детский сад, играют, поют и т. д. И они все хотят жить в дружбе.
- А все ли люди на планете Земля, дружат?
Ребята, вот вам сейчас хорошо, тепло, уютно, сыто, а представте если все народности земного шара, не будут жить в мире и согласии, как сейчас, а будет война, вражда, людям будет плохо?
А как вы думаете как ее избежать? (ответы).
-Можно ли прожить без дружбы?
-Могут ли дружить целые страны?
- Глобус — это макет нашей планеты Земля.
-Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, “ душевная”, родная и любимая, как мама.
- Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Италия, Франция, Украина и др.). А сейчас поиграем в игру, встаем в круг.
«Кто, где живет?» (с мячом). - Я называю страну, а вы называете народ, который там живет. Россия – россияне; Англия — англичане; Франция — французы; Италия —итальянцы Америка — американцы, Япония — японцы; Китай — китайцы;; Индия —индейцы и т. д.
(слайд №4) Посмотрите, как много разных государств окружают нашу страну. И со всеми странами мы стараемся дружить.
-Как называется столица России?
-А как называется город, в котором мы живем?
-Это наша малая Родина.
-В нашем городе Красноярск проживают много разных народов. Может кто-то встречал на улицах нашего города людей из других государств? А как вы догадались?
-В России всегда жило много разных народов или еще говорят, национальностей. Все они хорошо говорят на русском языке, но у них есть и свой национальный язык.
-Как вы думаете, из какой страны эта девочка? (Ответы детей: из Японии.)(слайд№5)
- Как вы догадались? (Ответ детей: узкий разрез глаз, национальная одежда и прическа.)
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы и необычные многоярусные храмы, дома (показ слайдов: буддийский храм, дом). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)(слайд№6)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов… Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют: приветствуют друг друга и гостей)
Негры(слайд№7)
Эскимосы (монголоидная раса).(слайд№8)
-Посмотрите на экран! Как вы думаете, куда мы попали? (Ответы детей: на север)
Воспитатель: Подумайте и ответьте, почему эти люди так тепло одеты? (Ответы детей: холодно)
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ответы детей: ханты, манси, Эскимосы)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу, а ханты живут в чумах, манси в ярангах. (слайд№9)
Эскимосы строят жилище свое из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры и даже разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы любят охотиться и ловить рыбу.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с друзьями. А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.) Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Полярная сова и евражки» (евражки- маленькие оленята) .
Игра:
Полярная сова находится в углу комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по комнате, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры: громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Дети европеоидной расы. (слайд№10)
- А это дети детского сада, где я работаю. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать. Я для них приготовили сюрприз. Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное. (Дети выполняют задание под музыку «От улыбки») .
-Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
- Почему это важные слова?
- А вы по-настоящему дружные ребята?
- Для вас важно будет из какой страны, какого цвета волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть? (Ответы детей: нет, не важно) .
- А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание к другому.)
Заключительная часть (Вывод)
- Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли:мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному; у нас разные жилища (дома) ; мы живем в разных уголках земного шара. Но всем нам важно дружить и жить в мире.
- Глядя на вас, я убедилась, что вы очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
- А теперь. давайте устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех! (Дети становятся в круг и поют песню «От улыбки») .
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии.