Наталья Ханкина
Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с народными промыслами
Дидактические игры могут использоваться в работе по ознакомлению детей с искусством.
Безусловно, проведение таких игр предполагает наличие у детей определённых знаний. Но, в то же время это прекрасное средство формирования интереса к искусству, расширения представлений о видах искусства и выразительных средствах.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Чем хороши дидактические игры?
1. Можно проводить их в свободное время в любом месте, использовать на занятиях, досугах, в подгрупповой и индивидуальной работе.
2. Вводить в игру новый игровой материал по мере освоения детьми пройденного (новые репродукции, картинки, менять или усложнять правила игры).
3. С развитием интернет- технологий стал доступен любой художественный материал для их оформления.
4. Проведение таких игр – прекрасный вариант проведения диагностики знаний дошкольников любого возраста.
5. К работе по оформлению и проведению игр можно привлекать родителей и даже детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – универсальное средство расширения представлений детей об искусстве.
«Матрешки»
Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета - жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый. (Полхов-Майданской - нет фартука, каймы по краю платка, за то на платке есть цветы, по форме более вытянутая).
Загорские матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук. приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Часто держат в руках какие-то предметы (много сюжетных)
Вятские (кировские) матрёшки отличаются не только формой. Фирменный приём инкрустация соломкой.
Если у вас в детском саду есть наборы разных видов матрешек, можно провести игры :
«Собери семью матрешек»
Найди матрешкам дом»
(нужны карточки с изображением дома, украшенного элементами разных видов росписи) и др.
Подобные игры можно провести и с картинками.
Например, по представленному слайду предложить детям найти матрешек заданного вида и объяснить свой выбор.
Подобрать из предложенных отдельно картинок элементы росписи для каждой группы матрешек.
«Найди отличия» (сравнение двух матрешек)
«Угадай, какая матрешка спряталась?»
Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек, назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек. Дети угадывают, какая матрёшка исчезла, и описывают ее.
«Угадай, про какую матрешку рассказываю»
Воспитатель описывает матрёшку (размер, элементы узоров, а дети должны догадаться, о какой именно матрешке идет речь и назвать её.
«Разрезные картинки» (несколько разрезанных по оси симметрии силуэтов).
«Откуда прилетела птица?»
Перед ребёнком лежат несколько карточек с фрагментами росписи разных народных промыслов.
Ребёнок находит предмет, соответствующий фрагменту.
Находит пары элементов, относящиеся к одному промыслу.
Называет промыслы, обосновывает свои предположения.
Находит сходства и различия в изображении.
Игра может быть дополнена.
Дети могут подбирать отдельные элементы к рисунку.
Предлагать изделия, на котором может быть изображена такая птица.
Рисовать перо для той или иной птицы. И др.
«Расписные барышни».
Игры с глиняными игрушками разных промыслов также могут быть основаны на нахождении сходства и различия (объединение по общему признаку).
Дети могут группировать игрушки в соответствии с промыслом. Составлять из них сюжетные композиции.
Можно предложить им найти среди нескольких барышень – дымковскую, объяснить свой выбор.
Чем похожи барышни, чем они различаются?
К какому промыслу относятся?
Если вы знакомили детей с символическим значением элементов, можно предложить им найти в росписи знаки солнце, земли, воды, дерева жизни. Ведь в разных промыслах они имеют разный вид.
При ознакомлении с керамическими изделиями (Гжель или Кисловодский фарфор), важно обращать внимание не только на роспись и декор, но и на форму изделия. Для этого вы можете сделать игры с силуэтами.
«Найди две вазы одинаковой формы».
«Сложи вазу из частей».
«Разрезные картинки» (несколько разрезанных по оси симметрии силуэтов).
• Каждый ребенок получает лист бумаги с распечаткой силуэта.
• Старшим дошкольникам можно предложить силуэты одного цвета. Средней группе разноцветные.
• Дети вырезают вазы.
• Затем вазы разбиваются (по воле злого волшебника) разрезают на детали произвольной формы.
• Потом налетает «ветер» и перемешивает «осколки».
• Задача – найти осколки своей вазы и склеить её а потом можно поставить в вазу цветы (готовые формы).
Лото «Народные промыслы».
В такое лото могут играть дети, даже если они не знакомы со всеми видами росписи. Лото может быть сделано на основе одного промысла или с элементами разных промыслов.
Например. Лото «Дымка» может быть выполнено в разных вариантах.
1. парные элементы росписи.
2. парные игрушки.
3. игра по принципу Русского лото (игровое поле и карточки с отдельными элементами.
В лото для старших дошкольников на карточках могут быть изображены игрушки или узоры, относящиеся к разным промыслам.