наталья кибенева
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД ознакомление с миром природы в старшей группе «Зимушка-зима».
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель:
- Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- Активизировать словарь детей по теме «Зима»
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», ноутбук, для опыта: лёд в формочках, ёмкость для воды, салфетки; для аппликации «Снеговик» : ватные диски, из цв бумаги вырезанные мелкие детали для снеговика, кисти, клей, салфетки.
Ход занятия:
Здравствуйте!
В: Ребята, наступила зима. Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: 3. Декабрь, январь, февраль.
В: В старину зимние месяцы назывались по - другому: декабрь назывался «Студень». Как вы думаете, почему? От какого слова образовано?
Д: …
В: Образовано от слова «стужа». Что такое стужа?
Д: холод.
В: Правильно. В декабре всегда морозно и холодно, поэтому в старину этот месяц назывался «студень». Месяц «январь» назывался «сечень», потому что сечёт зиму на 2 части. Месяц «Февраль» назывался «снежень». Как вы думаете, почему?
Д: снежный, снег
В: Правильно. Февраль считается самым снежным месяцем, поэтому так назывался.
Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас здесь приготовлено:
В: Давайте посмотрим, какие изменения произошли с приходом зимы.
Вопросы:
1. Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. (Слайд 3) Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду. (Слайд 4)
2. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, вырастает ПОДШЕРСТОК, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. (Слайд 5) Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице. (Слайд 6)
3. Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. (Слайд 7)
4. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега (Слайд 8, еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. (Слайд 9)
5. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. (Слайд 10)
Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
«Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям
(Слайд 11 с изображением зимних пейзажей)
Ребята, что изображено?
Ответы детей (зима, лес, снег)
Все верно, но правильно будет назвать эти картины зимними пейзажами.
Очень красив и загадочен зимний лес на картине А. Васнецова «Зимний сон» Рассмотрите её. Почему картина называется «Зимний сон»
Д: Всё покрыто снегом и как будто всё спит: и деревья, и поля, и деревня вдалеке…
В: Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое проказы?
Дети: Шалости
Воспитатель: Что наделала волшебница -зима? Как нашалила? Как напроказничала?
Дети: Зима заморозила речку, сделала её неподвижной. Насыпала снег…
Воспитатель: Как вы понимаете «клоками повисла»?
Дети: снег намерз шапками и лежит на дубах
В: Что значит «Сравняла пухлой пеленою»?
Д: Покрыла снегом.
Опыт.
Воспитатель: сейчас подойдите к столу для проведения опыта. (с вечера заморозить воду на балконе в ячейках от конфет). Возьмите в руки лёд. Какой он?
Дети: холодный, твердый, гладкий.
В: Почему он в руках тает?
Дети: Потому что руки теплые, а лёд тает при нагревании.
В: Как вы думаете, если лёд опустить в воду, он утонет или всплывёт?
Д: Утонет…Всплывёт…
В: Давайте проверим.
Опускаем лед в стакан с водой. Он плавает на поверхности.
В: Почему так происходит?
(Ответы детей)
В: Внутри льда есть пузырьки воздуха, поэтому лёд не тонет.
Физминутка «Лепим ком большой»
Аппликация «Снеговик из ватных дисков»
Дети садятся за столы и приклеивают готовые детали по образцу.
Снеговиков вешают на магнитную доску.
Всем спасибо за внимание!