Овчинникова Нина
Ознакомление с домашними животными как направление экологического воспитания ребенка в раннем детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с домашними животными как направление экологического воспитания ребенка в раннем детстве.
Подготовила:
Публикация «Ознакомление с домашними животными как направление экологического воспитания ребенка в раннем детстве» размещена в разделах
Овчинникова Нина Ивановна
Ранний возраст по праву признается наиболее значимым периодом для становления и формирования основных сфер личностного развития ребенка. Важную роль в этом процессе имеет их экологическая подготовка.
Задачи и содержание работы по ознакомлению детей раннего возраста с домашними животными регламентируются программными требованиями, которые определяют необходимый объем формируемых представлений на основе принципов научности и системности, взаимосвязи и единства живого и неживого, доступности и последовательности, воспитывающего и развивающего характера знаний, др.
К двум годам у детей уже имеются некоторые представления о таких домашних животных, как собака, кошка. Они могут показать их на картинке, умеют различать части тела животного и по просьбе педагога показывают, где хвостик, ушки, лапки, др. Достаточно активно выполняют предметно-игровые действия с образными или заводными игрушками (например, кормят, гладят кошку, имитируют элементарные движения (показывают, как птички машут крыльями, как кошка играет, др.).
В возрасте 2-3 лет детей продолжают знакомить с домашними животными (кошкой, собакой, коровой, петухом, козой, др.) и формируют у них представления об отличительных признаках, имеющих наиболее яркий и запоминающийся характер (у петушка – гребешок, а у коровы – рога, а также с характерными особенностями животного (кошка мурлычет, говорит «мяу», «мур-мур», собака лает «ав-ав», бегает и др.).
К трем годам ребенок различает, называет домашнее животное и его детеныша, может показать части его тела и обозначить их словом, показать, как движется животное, как «разговаривает».
Психофизиологические особенности детей раннего возраста (непроизвольность и неустойчивость внимания, маленький объем памяти, конкретность и фрагментарность запоминания, наглядно-действенный характер мышления) не позволяют им специально что-то запоминать или целенаправленно наблюдать за каким-либо явлением. Поэтому освоение новых представлений или закрепление имеющихся осуществляется при непосредственном руководстве педагога на основе современных технологий и методов обучения, принятых в системе экологического дошкольного образования и соответствующих познавательным возможностям детей в раннем возрасте.
Так, рассматривая с ребенком картинку, иллюстрацию, фотографию конкретного домашнего животного, можно более детально рассмотреть его особенности и действия, сравнить разных животных. Например, показывая на животное, дети называют его части тела (голова, туловище, хвост, лапы, др., сравнивают, какое животное больше, а какое меньше, (например, кошка-котенок, собака/щенок, корова/теленок) и др. В процессе данной работы у детей развивают сосредоточенность внимания, наблюдательность, обогащают и активизируют словарь существительных, глаголов, прилагательных.
Наблюдение за домашним животным имеет свои особенности в раннем возрасте. Прежде всего, ребенку интересно смотреть, как животное движется, какие действия выполняет. Поэтому он с удовольствием проговаривает, что оно делает (лежит, стоит, сидит, мяукает, др.). Причем, дети эмоционально реагируют в том случае, если возник именно непроизвольный интерес к объекту наблюдения, поскольку познавательные процессы в раннем возрасте еще не сформированы.
Наблюдение за домашним животным не должно быть длительным. Важно обеспечить безопасность и для детей, и для животного. Так как дети в этом возрасте отличаются эмоциональностью, следует дать им возможность выразить свои эмоции, и уже потом задавать вопросы или предлагать игровые задания. Вопросы должны быть четкими, конкретными и точными. Например, при сравнении кошки и котенка: Покажи кошку (котенка). Кошка и котенок похожи? А чем они отличаются?
В совместной деятельности используются различные практические методы, прежде всего, игровые и действия с предметами, обеспечивающие развитие внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, словаря, формирование эмоциональной отзывчивости, умения и желания беречь и защищать животное.
Дидактическим играм отводится особая роль при ознакомлении детей раннего возраста с домашними животными. Наличие в данном виде игр двух целей: игровой (реализуют дети) и обучающей (ставит педагог) обеспечивает целенаправленное развитие познавательных процессов (мышления, речи, воображения, памяти, расширяя и закрепляя необходимые представления.
Достаточно эффективен при ознакомлении с домашними животными прием сравнения, поскольку он в доступной форме способствует более качественному усвоению знаний. Этот прием применяется как на этапе формирования новых знаний, так и при их закреплении и систематизации. Например, с детьми раннего возраста на основе дидактических игр, рассматривания иллюстраций можно сравнить большую собаку и маленького щенка, пушистый и гладкий хвост, др. К трем годам сравнение может выступать как ведущий прием или в сочетании с чтением художественных произведений соответствующей направленности.
При ознакомлении детей раннего возраста с домашними животными эффективны аудиозаписи с их голосами. К дидактическим преимуществам данного средства следует отнести их реальность и достоверность, возможность развития слухового восприятия, внимания, памяти, звукоподражания, выразительности речи, умения прислушиваться, др. С их помощью дети учатся подражать голосу конкретного животного (дидактические игры «Кто как кричит?», «Узнай по голосу», «Кто лает – собака-мама или щенок?» и др.).
Особое внимание уделяется разработке и проведению игровых ситуаций, поскольку с их помощью можно с высокой степенью эффективности решать поставленные задачи, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста и индивидуальные возможности конкретного ребенка. К достоинствам игровых ситуаций следует отнести повышение у детей мотивации к познавательному процессу, желание общаться, взаимодействовать, эмоционально реагировать на ситуацию, проявлять свою активность.
При проведении игровых ситуаций используются реалистичные игрушки домашних животных, что позволяет детям, с одной стороны, осваивать «воображаемые» действия, а с другой стороны, овладевать формами отношений, которые могут возникнуть в реальной действительности.
Приведем примеры игровых ситуаций для детей раннего возраста по ознакомлению с домашними животными.
«Нарисованное животное». Педагог рисует животное, его действия и сопровождает свои действия рассказом. Например, «Жила-была большая и пушистая кошка. Какой у кошки хвост? А как она мяукает? И был у нее маленький котенок, который любил играть. Покажи, как играет котенок». Музыкально-дидактическая игра «Кошка-мама позвала котенка, котенок зовет маму». Скажи «мяу» как взрослая кошка (кошка-мама). А теперь как маленький котенок.
«Играем с Жучкой». Воспитатель показывает детям игрушечную собачку: Это собачка. Как мы ее назовем? (например, Жучка). Какая собачка: большая или маленькая? Смотрите, она прижала ушки. Может быть, она испугалась? Как можно порадовать собачку? Собачка теперь радуется. Смотрите, она прыгает (воспитатель имитирует прыжки собачки). Молодец, Жучка. У меня есть миска и корм для собачки. Покормите собачку. Наша Жучка радуется и говорит нам «спасибо» – громко лает (включается запись с голосом собачки). Игра с детьми на звукоподражание. Где будет жить наша Жучка? Вместе с педагогом дети определяют место в группе, где теперь будет жить собачка и оборудуют его (делают заборчик, строят будку, стелют коврик, ставят миску для еды, др.). Далее дети играют с собачкой самостоятельно.
«У котенка температура». Это котенок «Рыжик». У него грустные глаза и он не хочет играть. Может быть, он заболел? Ему надо измерить температуру или предложить поиграть? (ребенок должен сделать выбор и подобрать соответствующие предметы из нескольких, предложенных педагогом, выполнить конкретное действие – измерить температуру). Да. У котенка температура. Ему надо приготовить вкусный чай, чтобы он поправился (ребенок помогает «заваривать чай» и поит котенка). Теперь котенок выздоровел, и будет веселиться. Он говорит нам «спасибо» и радостно мяукает. Как он мяукает? Как ты будешь играть с котенком? Самостоятельная деятельность ребенка.
Процесс экологического развития детей, в том числе, раннего возраста, во многом обусловлен сформированностью экологической ответственности педагогов и родителей воспитанников, их компетентностью в совместном решении задач экологического дошкольного образования. Высокий уровень экологической компетентности можно рассматривать как необходимое условие сформированности экологического мировоззрения педагогов и родителей в современных социокультурных условиях.
Значимость исследования определяется следующими положениями. Базовые экологические представления ребенок раннего возраста приобретает в семье, а в условиях дошкольной образовательной организации под руководством педагога процесс экологического развития и воспитания приобретает системный и интегрированный характер, реализуется в различных видах детской деятельности и во взаимодействии с родителями.
Ознакомление с домашними животными в раннем возрасте является важным направлением экологического становления и развития ребенка, одним из способов решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Данный процесс реализуется в различных видах детской деятельности, осуществляется средствами всех областей дошкольного образования, с учетом принципов педагогики раннего детства и на основе использования игровых форм и методов работы.