Надежда Красикова
Дидактический интерактивный коврик из ткани для ознакомления дошкольников с домашними животными
Условием успешного овладения любой практической деятельностью ребенком является сенсорное развитие, которое предполагает формирование у ребенка представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Особое значение отводится сенсорному развитию детей с аутизмом, т. к. у дошкольников с ОВЗ нарушено чувственное восприятие. Вызвать интерес к дидактической игре позволяет авторский познавательно-развивающий коврик на тему «Домашние животные».
Публикация «Дидактический интерактивный коврик из ткани для ознакомления дошкольников с домашними животными» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2023
Коврик представляет собой прямоугольник размером 40x50 см на основе войлока, покрытого хлопчатобумажной тканью. На поле коврика расположены «конюшня». «коровник», «свинарник», «лежанка для кошек», «конура для собаки». Двери «конюшни»» закрываются на пуговицу, «свинарника» - завязываются шнурком, «коровника» - ремешком с застёжкой. В процессе открывания и закрывания дверей дети развивают мелкую моторику рук и совершенствуют навыки самообслуживания. У «конюшни» на кнопке пристёгивается «стог» сена, изготовленного из пряжи.
Для кошки пришита миска с молоком, для собаки - миска с косточками, для свиньи – кормушка с комбикормом, для коровы - трава. В центре коврика располагается «озеро» с водяными лилиями и камышами. Под крышей каждого домика для животных прикреплена нить с бусинами. Для игр с ковриками прилагаются : солнце из фетра без лучиков (в процессе игры дети младшего возраста вместо лучиков прикрепляют маленькие прищепки, месяц со звёздочками из фетра, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, свинья с поросятами, собака со щенками, кошка с котятами, утка с утятами. Все животные имеют шероховатую основу, которая не скользит по поверхности коврика.
Коврик предназначен для детей младшего, старшего дошкольного возраста, а также для воспитанников с ОВЗ. Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомство с ковриком с тактильного восприятия материалов, из которых изготовлены предметы на поле (гладкий, шероховатый, мягкий и т. д.). Также развивается восприятие цвета, когда дети рассматривают и называют цвета, из которых сделаны домики для животных. Совершенствуется знакомство детей с домашними животными и их детёнышами (можно перепутать всех детёнышей и дети должны найти маму для каждого из них, назвать). Закрепляется понятие «один-много», отвечая на вопросы: «У какого животного один малыш?», «У кого много детёнышей?» или наоборот, например, «Сколько детёнышей у коровы, у кошки?»
Дополнительно для развития слухового восприятия записываются звуки голосов домашних животных. По звукам, издаваемым животными дети должны угадать и найти нужное животное, затем поселить в свой домик, правильно называть, кто где живёт.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Также дети младшего дошкольного возраста при помощи игр с ковриком закрепляют умение сравнивать по величине (большой, маленький, больше, меньше). При этом задаются вопросы или игра с детьми «Дополни предложение». Например, корова большая, а кошка и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста с помощью коврика закрепляют знания, какое животное чем питается и какую пользу приносит человеку (корова даёт молоко, свинья –мясо, собака охраняет жилище человека, кошка ловит мышей, лошадь помогает выполнять работу в поле). Играя в д/и «Кто как ест?», дети развивают речь, расширяется их словарный запас. Например, кошка лакает молоко, собака грызет косточку, корова жует траву. С детьми можно составлять описательный рассказ, сравнительное описание животных. Также с помощью бусинок дети могут совершенствовать счёт, отвечая на вопросы: сколько детенышей у животного, сколько всего животных и т. д. С помощью солнца и месяца дети старшего дошкольного возраста закрепляют части суток. Когда встает солнышко, всех животных нужно вывести из домиков, расстегнув (развязав) двери. При наступлении вечера и появлении месяца надо завести всех животных в домики на ночлег, закрыв все двери. Можно дать элементарные представления о космосе, рассказав детям, что наша Земля вращается вокруг солнца, Луна вращается вокруг Земли.
Использование ковриков в познавательном развитии дошкольников способствует формированию устойчивых знаний об окружающем мире.