Галина Морозова
Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых посредством реализации технологии «Гость группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений развития образования Белгородской области является ранняя профориентация дошкольников. В рамках муниципального проекта был разработан профориентационный минимум для уровня дошкольного образования. Направлением деятельности по данному профориентационному минимуму является развитие у детей представлений о профессиях взрослых : профессиях членов семьи, профессиях родного города, региона и страны.
Публикация «Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых посредством реализации технологии „Гость группы“» размещена в разделах
- Гость группы, образовательная технология
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий взрослых.
Для знакомства мы используем как традиционные формы: беседы, презентации, чтение произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, создание картотек, оформление лэпбуков, выставки рисунков детей о профессиях, игры, загадки, викторины, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок с обсуждением и др., так и нетрадиционные. Одной из наиболее эффективных и востребованных является технология «Гость группы».
Осуществляя данную технологию, мы подходим к решению приоритетной задачи работы образовательного учреждения, определенной
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
«о взаимодействии с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Для успешной реализации Программы в соответствии с ФГОС ДОО необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, одним из которых является вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в детском саду должна быть направлена на развитие личности маленького человека и его взаимодействия и с детьми, и с взрослыми. Создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность играет важную роль в развитии социальных и коммуникативных навыков у дошкольников.
Совместно с родителями на родительском собрании мы решили, что в нашей
подготовительной к школе группе такой технологией станет «Гость группы».
Однако нужно сказать, что организация такой технологии требует немало усилий от педагогов и родителей. Во-первых, педагоги должны знать, в какой области знаний им сможет быть полезен тот или иной родитель. Во-вторых, им необходимо знать будет ли у него время прийти в рабочее время в детский сад и, наконец, готов ли сам родителей выступать перед детьми с какой бы то ни было информацией. В этом вопросе нам помогло анкетирование и информационный стенд «Образовательная афиша».
Анализируя ответы родителей по готовности участвовать в образовательном процессе, мы увидели, что многие мамы и папы понимают важность вопроса ранней профориентации дошкольников и готовы представить детской аудитории свою профессию. Родитель, будь то мама или папа, расскажет детям об орудиях труда, применимых в его работе, посвятит дошкольников в свои трудовые функции, расскажет и покажет свои трудовые действия.
Заранее планировалась игровая деятельность с детьми, через которую родитель будет знакомить дошкольников с «делом своей жизни».
Некоторые родители предложили помощь в организации экскурсий на предприятия, где они работают. Мы планируем такую экскурсию на фабрику по пошиву одежды «Россиянка» в весенний теплый период. Таким образом, сформировалась творческая группа родителей и педагогов, которые участвует в разработке проекта «Профессии родителей» и помогают в решении всех организационных вопросов: в каком виде представлять детям информацию о профессии, в какое время, соблюдая все необходимые меры безопасности в сложившейся эпидемиологической обстановке.
Периодичность проведения технологии – один раз месяц.
Первым нашим гостем стала мама воспитанницы, работающая бухгалтером на предприятии. Организовав игры «Бюро занятости», «Магазин игрушек», мама-бухгалтер познакомила детей с новыми «бухгалтерскими» словами: «приход», «расход», «зарплата».
Играя в игру «Магазин игрушек», дети сами решали, что туда привезут. Когда куклы и радиоуправляемые машины были завезены, все наши маленькие продавцы уже знали, что они не могут поставить эти игрушки на полку, пока бухгалтер не сосчитает их и не напишет в своих документах «приход» этих игрушек. И только после этого продавец сможет их продавать. Затем бухгалтер считает «расход» - сколько кукол и машинок продано. Цифра тоже записывается в книгу бухгалтерского учета. Чем больше продано игрушек, тем больше денег заработают работники магазина. Но, получить зарплату пока бухгалтер её не посчитает (начислит, никто не может.
Мальчики и девочки увидели, с какими предметами работает бухгалтер: компьютер, калькулятор, книга бухгалтерского учета. Узнали, что человек данной профессии начисляет работникам заработную плату, считает доходы и расходы и контролирует их.
В игре дети сами попробовали вести бухгалтерские документы, рассчитывать и выдавать зарплату.
Таким образом, реализация технологии «Гость группы», не только познакомила детей с профессией бухгалтера, четко следуя рекомендациям профориентационного минимума для уровня дошкольников подготовительной группы, но также способствовала развитию партнерской позиции родителей в общении с детьми, развитию познавательных и коммуникативных навыков через совместную непосредственно-образовательную деятельность.
Вторым гостем стал папа воспитанницы.
Являясь тренером и профессиональным футболистом, он следил за правильностью выполнения утренней зарядки на стадионе, включил в нее упражнения с мячом и скакалкой, посильные для детей данного возраста. Также рассказал детям об истории происхождения зарядки по утрам, о том, какие упражнения наиболее эффективны и почему.
Сергей Леонидович познакомил детей с правилами игры в самую распространенную во всем мире игру с мячом – футбол. Обратил особое внимание детей на то, что Футбол – игра командная, поэтому существует ряд функциональных требований для успешной игры: взаимопонимание между игроками, умение вести совместные игровые действия, уважать соперников и четко соблюдать правила игры.
Совместно с инструктором по физической культуре папа-тренер провел футбольный матч между двумя командами с соблюдением всех правил игры и награждением участников.
Третьим «Гостем группы» стала талантливая и влюбленная в свое дело мама – Олеся Сергеевна. Её профессия называется декоратор. Олеся Сергеевна рассказала ребятам, что слово «декоратор» произошло от англ. «decorate», что означает «украшать». Декоратор занимается оформлением и украшением интерьеров с помощью текстиля, предметов искусства и декора. Сначала он создает эскизы будущего интерьера на бумаге или планшете, а, значит, должен хорошо уметь рисовать, креативно мыслить и иметь богатый творческий потенциал. Мама-декоратор предложила детям украсить группу к новогоднему празднику, смастерив веселого Деда Мороза. Девочки и мальчики самостоятельно подбирали детали костюма, а также рисовали лицо персонажа. У каждого получился Дед Мороз со своим характером: добрый, улыбчивый, суровый, задорный. Самое важное, что попробовав себя в роли декораторов, дети смогли проявить в творческой деятельности свою индивидуальность, свой собственный стиль.
Таким образом, мы можем проследить, что технология «Гость группы» стала такой формой работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники образовательного процесса.
Внедрение данной технологии помогает решать важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально-нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные социокультурные ценности.
Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Воспитанники:
• узнают новое о профессии, об окружающем мире, а, главное, запоминают, т. к. это необычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес, активизирует внимание, мышление, память;
• развивают коммуникативные навыки: учатся слушать, слышать, рассуждать, задавать вопросы;
• видят своих родителей в новой роли - «воспитатель»;
• получают образец, наглядный пример социальной активности;
• испытывают гордость, что именно его мама/папа ведет «занятие», ее/его слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка.
Родители:
• понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога;
• лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок, папа-ребенок» обстановке.
Педагоги: приобретают новые навыки конструктивного взаимодействия с родителями, в ходе которого возникает более тесный психологический и социальный контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимопереживании, взаимодополнении.