Гордеева
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения в свете современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога,
потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает
день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые,
до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его
будущее. В этой статье мы делимся опытом нашей работы и обращаем
внимание на то, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками по
Публикация «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения в свете современных технологий» размещена в разделах
данной теме.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание
и соблюдение ими ПДД — одна из актуальнейших тем сегодняшнего
времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста
отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать
что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями,
в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих
возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно
оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным
случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями
психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение
нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами
торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках
опасности; переоценка своих возможностей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на
сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного
учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными
приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых.
В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для
формирования у детей сознательного и ответственного отношения
к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности
движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия,
позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения., знакомить
с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н. П. Парамонова,
Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание
далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его
словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им
в практической деятельности.
Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу
начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило
стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально
привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия
ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка
обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения
на улице большого города.
Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых
является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так
как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Дисциплинированного
пешехода нельзя воспитать, если с детства не прививать такие важные
качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность,
уверенность. Следовательно, основными задачами по воспитанию
безопасного поведения дошкольников на улице являются : развитие
заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах
и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание
устойчивой привычки соблюдать правила дорожного движения.
Современными подходами при организации психолого-педагогического
процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного
движения являются : интегративный, деятельностный, гендерный,
индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по
ознакомлению с ПДД.
В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы:
беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые
прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение
художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр
познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры;
подготовка и организация выставок детского творчества; работа со схемами,
моделями.
Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности
педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.
Совместная игровая деятельность. Поскольку игра является основным
видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в
процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды
игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические,
развивающие, подвижные.
Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают
возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры
в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр
учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы
мальчиков и девочек.
Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет
в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать
навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических
игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе ОДД, на
прогулке, вечером.
Сюжетно — ролевые игры. Содержание игр по ПДД перекликается
с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья»,
«Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя
направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие
сюжетной линии.
«Минутка безопасности движения». «Минутка» — это
кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3
минуты, которое проводится воспитателями старших групп дошкольных
учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей
переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок
получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный
в проблемной и занимательной форме. Минутку следует проводить 1–2 раза
в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей
с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.
Совместная деятельность в развивающем — игровом комплексе
«Автогородок». «Автогородок» представляет собой отдельное помещение
с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом
и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков,
светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта.
Имеется мини-библиотечка детской познавательной и художественной
литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети
могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять
в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал
подобран для детей разных возрастных групп. При этом важно создать
положительный настрой у дошкольников, заинтересовать их.
В связи с новыми требованиями важно осуществлять интеграцию разных
видов деятельности, в процессе которых происходит ознакомление детей
с правилами дорожного движения.
Так, в процессе ОДД по развитию речи и ознакомлению с окружающим
миром воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта
через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети
на дороге» и др., просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на
экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В процессе ОДД по развитию элементарных математических
представлений педагог дает понятия «левая-правая сторона», «снизусверху», «широкая-узкая полоса», т. е. ориентирует в окружающем
пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги,
улицы, квартала.
В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для
игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки,
пилотки, разнообразную игровую атрибутику).
В процессе конструктивной деятельности у детей формируют интерес
к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.
В процессе физической культуры развивают координацию движений
и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой,
по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате. В процессе
музыкальной деятельности создаются условия для активного участия детей
в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме
«Дорожная азбука».
Художественной деятельности придается особая роль. Пристальное
внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение
к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки,
поделки, которые используются не только для оформления выставок,
атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада.
Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно
организовывать поэтапно:
1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах
безопасности движения.
2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на
дороге.
3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на
дороге.
4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и
деятельности.
5. Развитие творческих способностей в процессе применения знаний
в практической деятельности.
Результативность системы по ознакомлению дошкольников с Правилами
дорожного движения отслеживается в работе с детьми, родителями
и создании предметно-развивающей среды.
Организация работы на основе интегративного, деятельностного,
гендерного и индивидуального подходов позволяет осуществить ее в системе
и добиться значительных результатов.
В этой связи поставленная цель, — формирование у дошкольников знаний
о Правилах безопасности движения и развитие умений применять знания
в деятельности и поведении, — осуществляется в дошкольном
образовательном учреждении успешно.