МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте

Ольга Плужникова
Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте

Процесс становления сознания дошкольников находится под сильнейшим влиянием общественнтго мнения, массовой культуры, делая их необыкновенно привлекательными для детского восприятия. При этом порой нарушается способность ребенка к социально-значимой деятельности, основанной на личностной мотивации, свободном волеизъявлении, когда нравственные ценности становятся частью духовной культуры ребёнка. В настоящее время патриотическое воспитание признается важнейшей составляющей системы дошкольного образования в России.

Публикация «Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без знания культуры и истории своей малой Родины, поэтомв важно приобщать их к культурным ценностям родного города, становясь для ребенка первым шагом в освоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры как гражданина своей страны.

Важно развивать познавательный интерес к данной теме через различные виды детской деятельности.

Наиболее популярными формами работы в данном направлении признаются технологии, основанные на использовании игровых методов и приемов патриотического воспитания дошкольников. Понимая, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств патриотического воспитания дошкольников, принося ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами процесса естественного познания мира. Они ориентируют ребенка на самостоятельный поиск способов достижения цели, а так же учат находить решение проблемы исходя из условий конкретной ситуации.

Дидактическая игра позволяет конкретизацировать, уточнить, систематизаровать знания, развить способы умственной и практической деятельности, а так же воспитывает нравственное отношения к объектам и явлениям предметной, социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников и самого себя.

Особое место в системе дидактических игр занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, окружающему миру и культуре родного края. В системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста значимое место занимает формирование представлений о родном городе, как части целостного процесса становления национально-культурного сознания ребёнка. Существуют обязательных условий формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, среди них выделяют:

1. Важность формирования целостного представления о родном городе посредством интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов.

2. Важно использовать дидактические игр в процессе формирования представления о родном городе, а также вариативности методов и приемов работы.

3. Важно при отборе дидактических игр учитывать интересы и особенности познавательного развития детей, а также максимальную наглядность материала.

Помните, что ребёнка знакомят с историей города, достопримечательностями, носящие индивидуальный калорит города, а не только с мостами, зданиями. Важно формирование индивидуального представления о родном городе за счет приобщения к культурно-значимым ценностям посредством дидактических игр. При этом необходимо учитывать значимость интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов с целью создания целостного образа родного города в сознании дошкольников.

Дети очень любят играть в лабиринты, ходилки - бродилки: «Путешествие по городу», викторины: «Где находится памятник?» и др., которые расширяют и систематизируют знания детей о топографических особенностях родного города, учат ориентироваться в пространстве, расширяют знания по топонимике, знакомят с достопримичательностями города. «Символы города», которые ставят своей целью закрепить у детей представление об истории родного города, его военной славе, значимых событиях исторического прошлого.

В процессе игры используются такие дидактические материалы, как игровые поля с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города. Играть могут трое детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребенок. В игре «Заколдованный город» формированиюе представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений; созданию целостного представления об архитектурных особенностях города.

Используются карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Игровая задача – «расколдовать» город. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живете?

Как давно был основан город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живешь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь?

Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Педагог предлагает им рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Казанского собора с его фотографией. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с о

порой на личные знания и опыт детей). Среди основных видов дидактических игр, используемых в ДОУ, особенно популярны игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры

В процессе формирования представления о родном городе эффективны сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. В игре «Экскурсионный автобус», ребятам предлагается заочная экскурсия по родному городу, сопровождаемая озвучиванием названий остановок того или иного маршрута. При этом функции водителя, кондуктора и пассажиров варьируются в свободном порядке.

Так же среди настольно-печатных игр распространение получили «парные картинки», «лото», «пазлы», формирующие такие ценные качества, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа.

В словесных играх процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В старшем дошкольном возрасте, когда начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач, создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мышление, вырабатываются быстрота реакции.

В игре «Моя дорога в садик» предполагается, что ребенок устно должен описать маршрут от своего дома до детского сада, при этом происходит поиск необходимых лексических и синтаксических конструкций, позволяющих слушающим визуально выстроить маршрут этого путешествия.

Таким образом, чем разнообразнее дидактический материал, а также методы и приемы работы по формированию представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, тем эффективнее процесс познавательного развития ребенка.

Обращение к мультимедиа технологиям в процессе формирования представлений о родном городе позволяет развить познавательную активность и интерес дошкольников при работе с компьютером;

возможностью восприятия большого количества информации при минимальном задействовании вспомогательных образовательных ресурсов интернета.

Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 26 мая 2024 в 20:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Плужникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД