Ольга Плужникова
Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс становления сознания дошкольников находится под сильнейшим влиянием общественнтго мнения, массовой культуры, делая их необыкновенно привлекательными для детского восприятия. При этом порой нарушается способность ребенка к социально-значимой деятельности, основанной на личностной мотивации, свободном волеизъявлении, когда нравственные ценности становятся частью духовной культуры ребёнка. В настоящее время патриотическое воспитание признается важнейшей составляющей системы дошкольного образования в России.
Публикация «Ознакомление дошкольников с историей своего края в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Развитие ребенка дошкольного возраста невозможно без знания культуры и истории своей малой Родины, поэтомв важно приобщать их к культурным ценностям родного города, становясь для ребенка первым шагом в освоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры как гражданина своей страны.
Важно развивать познавательный интерес к данной теме через различные виды детской деятельности.
Наиболее популярными формами работы в данном направлении признаются технологии, основанные на использовании игровых методов и приемов патриотического воспитания дошкольников. Понимая, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств патриотического воспитания дошкольников, принося ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами процесса естественного познания мира. Они ориентируют ребенка на самостоятельный поиск способов достижения цели, а так же учат находить решение проблемы исходя из условий конкретной ситуации.
Дидактическая игра позволяет конкретизацировать, уточнить, систематизаровать знания, развить способы умственной и практической деятельности, а так же воспитывает нравственное отношения к объектам и явлениям предметной, социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников и самого себя.
Особое место в системе дидактических игр занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, окружающему миру и культуре родного края. В системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста значимое место занимает формирование представлений о родном городе, как части целостного процесса становления национально-культурного сознания ребёнка. Существуют обязательных условий формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, среди них выделяют:
1. Важность формирования целостного представления о родном городе посредством интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов.
2. Важно использовать дидактические игр в процессе формирования представления о родном городе, а также вариативности методов и приемов работы.
3. Важно при отборе дидактических игр учитывать интересы и особенности познавательного развития детей, а также максимальную наглядность материала.
Помните, что ребёнка знакомят с историей города, достопримечательностями, носящие индивидуальный калорит города, а не только с мостами, зданиями. Важно формирование индивидуального представления о родном городе за счет приобщения к культурно-значимым ценностям посредством дидактических игр. При этом необходимо учитывать значимость интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов с целью создания целостного образа родного города в сознании дошкольников.
Дети очень любят играть в лабиринты, ходилки - бродилки: «Путешествие по городу», викторины: «Где находится памятник?» и др., которые расширяют и систематизируют знания детей о топографических особенностях родного города, учат ориентироваться в пространстве, расширяют знания по топонимике, знакомят с достопримичательностями города. «Символы города», которые ставят своей целью закрепить у детей представление об истории родного города, его военной славе, значимых событиях исторического прошлого.
В процессе игры используются такие дидактические материалы, как игровые поля с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города. Играть могут трое детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребенок. В игре «Заколдованный город» формированиюе представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений; созданию целостного представления об архитектурных особенностях города.
Используются карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Игровая задача – «расколдовать» город. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
Как называется наша страна?
Как называется город, в котором вы живете?
Как давно был основан город?
Какие улицы города вы знаете?
Как называется улица, на которой ты живешь?
Какие памятники нашего города вы знаете?
Какие памятники старины есть в нашем городе?
Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
Откуда ты это знаешь?
Кто тебе об этом рассказал?
Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Педагог предлагает им рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Казанского собора с его фотографией. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с о
порой на личные знания и опыт детей). Среди основных видов дидактических игр, используемых в ДОУ, особенно популярны игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры
В процессе формирования представления о родном городе эффективны сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. В игре «Экскурсионный автобус», ребятам предлагается заочная экскурсия по родному городу, сопровождаемая озвучиванием названий остановок того или иного маршрута. При этом функции водителя, кондуктора и пассажиров варьируются в свободном порядке.
Так же среди настольно-печатных игр распространение получили «парные картинки», «лото», «пазлы», формирующие такие ценные качества, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа.
В словесных играх процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В старшем дошкольном возрасте, когда начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач, создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мышление, вырабатываются быстрота реакции.
В игре «Моя дорога в садик» предполагается, что ребенок устно должен описать маршрут от своего дома до детского сада, при этом происходит поиск необходимых лексических и синтаксических конструкций, позволяющих слушающим визуально выстроить маршрут этого путешествия.
Таким образом, чем разнообразнее дидактический материал, а также методы и приемы работы по формированию представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, тем эффективнее процесс познавательного развития ребенка.
Обращение к мультимедиа технологиям в процессе формирования представлений о родном городе позволяет развить познавательную активность и интерес дошкольников при работе с компьютером;
возможностью восприятия большого количества информации при минимальном задействовании вспомогательных образовательных ресурсов интернета.