Вера Винивитина
Ознакомление детей с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Публикация «Ознакомление детей с родным городом» размещена в разделах
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свой город (село)», «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Русский сувенир» и т. д. Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности- создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Природа- неиссякаемый источник. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, национальной культуры и традиций народа. И именно краеведение на сегодняшний день становится важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. И главными нашими помощниками в этом благородном деле, я думаю, станете Вы, дорогие родители.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Поэтому наша с Вами задача заключается в том, чтобы с дошкольного возраста привить любовь к нашему родному городу Асино, и сегодня я познакомлю Вас с приемами ознакомления детей с родным городом.
Ежедневно вы с детьми идете по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Каждый раз, идя с ребенком, находите объект для наблюдения. Сегодня вы говорите о своей улице утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдайте зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогают ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
С какими же объектами полезно знакомить старшего дошкольника?, парковая зона, автовокзал, с прилегающим сквером, аллея Героев на площади Победы - все это зримые страницы трудовой и боевой славы города.
В. А. Сухомлинский говорил: "Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".
Детям надо показать Людиново не только как красивый город с его достопримечательностями, но и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь людей асиновцев.
Старшему дошкольнику полезно знать, что Асино славится тружениками и в 2015 году город удостоен звания «Населенный пункт трудовой славы», что в городе работает лесопрмышленный комбинат, на котором трудятся их родители, бабушки, дедушки.
Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига асиновцев в дни Великой Отечественной войны. Благодарные люди поставили в их честь памятник поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города.
Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и асиновцев. Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений. Так, например, старшему дошкольнику нужно рассказать, что жители Асина постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький житель, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
Для знакомства с городом можно использовать экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка. Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения следующих дидактических игр и упражнений:
Россия – страна, а Асино?
В Москве живут москвичи, а в Асино? (и другие)
Проводя эту работу, можно использовать иллюстрированный материал: картины, фотографии, иллюстрации.
И в заключении я хочу дать Вам ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью ознакомления с родным городом :
- рассказывайте ребенку о своём городе, посетите с ним достопримечательности города, расскажите о них;
- гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка, затем совместно рассматривайте фотографии и беседуйте с ним о местах, запечатленных на фотографиях;
- обращайтесь к ребенку с вопросами в ходе рассказа, чтобы активизировать его внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому ( можно спросить: «Как ты думаешь, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»)
- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала, используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;
- предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации; их духовного и речевого развития