Любовь Сурина
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи
[/b]
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – весьма сложная педагогическая задача. В ходе ознакомления с пейзажной живописью у детей формируется правильное мировоззрение, творческое воображение, образное мышление, художественная наблюдательность, зрительная память, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитывается широкая художественно-эстетическая культура и художественный вкус, т. е. гармоничное развитие личности. Занятия живописью побуждают интерес детей к искусству, открывают путь грамотного понимания произведений искусства. Занятия пейзажной живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни.
Публикация «Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи особенно значима в дошкольный период детства – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности, развития художественных способностей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир искусства. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности становится изобразительная деятельность, которая является эффективным средством познания действительности, в частности пейзажная живопись.
Высокое значение проблемы развития творческих способностей дошкольников отмечали В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина и др.
На необходимость занятий дошкольников пейзажной живописью указывают труды О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой и др.
Пейзаж – «жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафтов, городов, исторических памятников, растений. Пейзажем называют также произведения этого жанра» [22, с. 12].
В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выделять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской, речной и другие виды. В современно действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными.
По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа.
Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажами настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. И. Шишкин сумел создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубокого содержательного и демократического искусства.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.
Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, объектов природы, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает то, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Со слов В. В. Степановой, «при качественном преподнесении пейзажа у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений» [28, с. 83].
По мнению Т. Н. Дороновой, пейзажная живопись, влияя на развитие личностных представлений ребенка, выполняет ряд функций:
– коммуникативная функция. Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи, ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка;
– обучающая функция. С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника;
– воспитательная функция. Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание;
– эстетическая функция. При ознакомлении детей с пейзажной живописью детей учат видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством – в собственной художественной деятельности;
– регулятивная функция. Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе – морали и законов государства, осуществляет социализацию человека – его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение людей, их отношений друг к другу;
– аксиологическая функция. Общение с живописью формирует у человека не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, и на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни;
– гедонистическая функция. Пейзажная живопись вызывает у детей духовное удовольствие, наслаждение, является важным средством культурного отдыха [11, с. 73].
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблема эстетического воспитания дошкольников, приобщение их к разным видам изобразительного искусств – актуальна в педагогике. Приобщение детей к искусству способствует их всестороннему развитию: происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т. д.
Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс детского восприятия более осмысленным, интересным, т. к. ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
2. Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции: регулятивную, гедонистическую, аксиологическую, эстетическую, воспитательную, обучающую, коммуникативную. Знакомство детей с произведениями пейзажной живописи позволяет раскрывать перед ними картины окружающего мира. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней, детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения, основной замысел художника, находить выразительные средства живописи и пр.
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. По мнению Т. Г. Казаковой, «благодаря формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны и т. д.). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть) [13, с. 83].
По мнению Э. В. Никитиной, структура занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста пейзажной живописи может быть примерно такой:
1. Вводная часть.
Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).
2. Основная часть.
Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно. После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.
3. Заключительная часть.
В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания; дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.
Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа, как метода ознакомления с пейзажной живописью, обусловлен содержанием и построением самого произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи все его элементы [20, с. 57].
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как она изображена (цвет, построение, расположение). Отмечается, что изображено вокруг главного в произведении, и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения живописи и средствами его выражения, что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и не приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
С. В. Погодина замечает, что на первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией ребенка, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры [22, с. 11].
Одним из часто встречающихся методов работы – это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинаково понимающие содержание пейзажей и выражающие свое впечатление в речи.
На первом занятии по обучению пейзажной живописи должна выдвигаться задача обучения детей полнее воспринимать и глубже переживать конкретно-чувственный образ определенного момента природы. С этой целью возможно использовать прием «вхождения в картину». Этот игровой прием обеспечивает полноту ощущения образа, большую его «переживаемость».
На втором занятии повторно рассматриваются уже известные детям картины. Задачи этого занятия – учить детей видеть средства выразительности, с помощью которых художники дали характеристику одного образа. Выразительные средства при сопоставлении двух картин дети понимают активнее и успешнее. Далее важно учить детей воспринимать художественно-образный смысл картины, используя параллельное чтение стихотворного отрывка.
На следующем этапе занятия можно повторить рассматривание картины в музыкальном сопровождении знакомой мелодии. Сама форма вызывает у детей чувство радости и удовлетворения. Музыка обогащает восприятие пейзажной живописи, в процесс восприятия включается воображение.
Далее, на других занятиях, как отмечает В. Н. Яровцева, «уже без предварительных вопросов педагога к детям следует выявить непосредственно впечатление детей от пейзажной живописи; детям предоставляется полная самостоятельность высказываний, они непосредственно выражают свои мысли и чувства» [34, с. 33].
Задача следующего занятия – учить старших дошкольников видеть, какими средствами пользуются художники для передачи своего замысла, рассматривать сразу две картины, сравнивать и сопоставлять их, анализировать замысел художника. Здесь важно детям отметить, какими выразительными средствами он пользовался. Педагог спрашивает: «Художник хочет поделиться тем, что ему самому очень понравилось. Что же интересного он заметил в природе?». Такие вопросы требуют от ребенка осмыслить увиденное, выделить в нем главное и увидеть это главное с точки зрения художника.
Старшему дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. При изображении пейзажа эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит. Все приемы наиболее доступны детям старшего дошкольного возраста, однако, как замечает И. А. Лыкова, «процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога» [19, с. 72].
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
Методика ознакомления старших дошкольников выстраивается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог ставит перед собой задачу научить детей видеть достоверные задачи художника, выбранные им средства выразительности, красоту окружающей природы, понимать содержание картины, понять чувства автора. Применяя методы работы, воспитатель учить старших дошкольников не только оценивать конкретное произведение пейзажной живописи, но и сравнить его с другим. К числу основных методов ознакомления с пейзажной живописью можно отметить искусствоведческий рассказ. В ходе ознакомления с произведением живописи дошкольники начинают понимать логические связи, элементы картины, прочувствовать конкретно-художественный образ.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют опыт восприятия образов живой природы, им понятны иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, необходимо заострять его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, а композитор – отражает в музыкальном произведении. Только комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Также следует как можно чаще вместе с детьми наблюдать различные состояния природы, ее объекты. Важно знакомить детей и с пейзажными произведениями в литературе, нацеливая их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно знакомить детей со средствами выразительности, колористическим решением пейзажа, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды и пр. Наглядно выполненный живописный рисунок, по мотивам какого-либо произведения о природе, где педагог показывает наглядно приемы изображения, также помогает дошкольникам понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.
Важным приемом обучения является анализ детских рисунков-пейзажей. Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ пейзажной живописи.
Кроме всего прочего, важно грамотно производить отбор произведений пейзажной живописи. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. В отборе произведений пейзажной живописи следует использовать принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению можно выбирать картины, выполненные художником в «теплой и «холодной» цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или «размытые», «разбеленные». Имеет значение и композиционное решение. Это могут быть произведения, в которых художественные образы расположены в круге, треугольнике, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д. И тогда дети четко, безошибочно определяют тему, идею и замысел художника, для чего он создал данное произведение и какими средствами передал содержание.
В ходе ознакомления старших дошкольников с произведениями пейзажной живописи, в процессе обучения их изображению пейзажа, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень развития восприятия, воображения, творческих способностей, интересов и потребностей.
Список использованных источников
1. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М. : МГУ, 1988. – 187 с.
2. Божович, Л. И. Психология формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 34 – 35.
5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : метод. пособие / В. И. Волынкин. – М. : Феникс, 2007. – 448 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.
7. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
8. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1. – С. 22 – 23.
9. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – № 4. – С. 21 – 29.
10. Доронова, Т. Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет : метод. пособие для воспитат. детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 23 – 25.
11. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.
12. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности : метод. пособие / Е. И. Игнатьев. – М. : Прогресс, 1990. – 420 с.
13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность : интеграция и взаимосвязь видов / Т. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80 – 87.
14. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду : обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1990. – 224 с.
15. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с.
16. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет / Т. В. Королева. – М. : Сфера, 2009. – 112 с.
17. Красильникова, Т. Когда падают листья / Т. Красильникова // Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2012. – № 10. – С. 32 – 33.
18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И. А. Лыкова. – М. : Слово, 2012. – 144 с.
20. Никитина, Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста / Э. В. Никитина // Герценовские чтения. – Л. : ЛГПИ, 1976. – С. 55 – 63.
21. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика : конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
22. Погодина, С. В. Развитие творчества в рисовании детей 3 – 7 лет под влиянием художественных эталонов : Автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Погодина. – М. : Слово, 2001. – 21 с.
23. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 16 – 19.
24. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Астрель; АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2002. – 720 с.
26. Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 134 с.
27. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
28. Степанова, В. В. Психологические условия развития творчества у детей дошкольного возраста : Дис. канд. псих. наук / В. В. Степанова. – М., 2001. – 164 с.
29. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду : метод. пособие / Н. Г. Третьякова. – М. : Академия Развития, 2009. – 128 с.
30. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М. : Просвещение, 1966. – 208 с.
31. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
32. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1989. – 624 с.
33. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М. : Дрофа, 2006. – 176 с.
34. Яровцева, В. Н. Методика обучения дошкольников рисованию пейзажа : метод. пособие / В. Н. Яровцева. – М. : Гардарики, 2010. – 98 с.