Светлана Шевцова
Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павел Гнездослав.
Экологическая проблема очень важна на современном этапе. В течение многих лет человек относится к природе потребительски, считая себя ее покорителем. Нашему обществу нужны люди с новым мышлением - человек должен перестроить свое отношение к окружающей среде, осознать, что он всего лишь часть природы.
Публикация «Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в младшем возрасте» размещена в разделах
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является введение ребенка в мир природы, формирование реалистических представлений о ее объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, воспитание любви и бережного отношения к ней.
Я считаю, что знакомство детей с природой необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как именно тогда закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение экологических знаний; именно в дошкольном детстве накапливаются яркие эмоциональные впечатления, формируется интерес к окружающему миру.
Природа - это неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтому начинать знакомить детей с природой я решила посредством художественного слова.
Художественное слово в младшем дошкольном возрасте выполняет роль эмоциональной установки на восприятие объекта окружающей нас действительности, дает направление детской активности, которая проявляется в форме речи.
Художественные тексты (стихи, потешки, сказки, рассказы) эмоционально воздействуют на ребенка, обостряют впечатления о природе, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему, закладывают основу эстетического воспитания. Художественное слово оказывает благотворное влияние на развитие активного словаря детей, помогает высказать свои впечатления о природе.
Использование художественного слова в экологическом воспитании способствует гармоничному развитию ребенка, а это, как известно, основа формирования будущей личности.
В своей работе по данному направлению я ориентируюсь на выполнение следующих задач:
- обогащать и конкретизировать представления детей об объектах живой и неживой природы;
- привлекать детей к посильной деятельности по уходу за живыми объектами;
- развивать обследовательские навыки на основе простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- воспитывать добрые чувства, любопытство, эмоциональную отзывчивость и переживания детей в процессе общения с природой, эстетическое восприятие красоты природы.
Также я придерживаюсь определенных требований к использованию художественного слова :
- отбор художественного произведения должен соответствовать ознакомительной цели;
- учет возрастных особенностей.
Для малышей необходимо отбирать литературные тексты со следующими характеристиками:
- действенность
- динамичность содержания
- краткость
- четкий ритм (стихи, потешки и т. п.)
- простота и ясность, опора на хорошо знакомые ребенку образы
- сопровождение художественного слова наглядными методами : наблюдение за объектом, рассматривание картин и иллюстраций, действие с игрушкой, выполнение движений и т. д.
- речь педагога должна быть выразительной, эмоциональной, внятной;
- многократное повторение художественного произведения, что способствует формированию связей между словом и природным объектом.
В нашей группе имеется уголок природы, где в доступном для наблюдения месте размещены комнатные растения, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем и ухаживаем. В календаре наблюдений отмечаем сезонные изменения в неживой природе.
Здесь же находится мини-лаборатория с оборудованием, необходимым для проведения элементарных опытов и игр.
В группе имеется книжный уголок, где детям предложены книги с учетом возраста, интересов, сезонностью, требованиями программы. Особенно популярны у детей произведения народного фальклора: потешки, попевки, сказки о животных; детям предлагаем стихи русских поэтов и современных авторов о природе, доступных пониманию детей.
Для расширения детских представлений имеются иллюстрации к сказкам, рассказам, потешкам, картинки с изображением животных, птиц, растений, времен года.
Мною была создана картотека художественного слова, куда вошли произведения фольклорного жанра: потешки, прибаутки, заклички – обращения к природе; короткие стихи А. Барто, И. Такмаковой, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, Е. Берестова, Я. Тайц; отрывки произведений о природе русских поэтов – классиков: В. Жуковского, И. Никитина, А. Плещеева, А. Прокофьева и других. Организованна картотека загадок о растениях и животных.
Большую роль в своей работе я отвожу наблюдениям на прогулке. Через поэтическое слово стараюсь научить детей видеть прекрасное, любоваться природой, замечать многообразие ее форм.
Например, любование листопадом сопровождали такими строками:
Листопад, листопад, листья желтые летят,
листья под ногой шуршат, скоро будет голым сад.
Вместе с детьми составляли осенние букеты, собирали гербарий, ходили по опавшей листве и слушали, как она шуршит.
Наблюдая за моросящим дождем проговаривали попевку – закличку:
Дождик, дождик, пуще
Травка будет гуще.
Дождик, дождик, припусти,
Чтобы зернышкам расти.
В наблюдения я включала разнообразные действия, которые вызывают интерес к природе : качали руками над головой, как ветви деревьев на ветру, стучали пальчиком по ладошке, изображая дождик, кружились как снежинки и т. д.
Познавательную деятельность я провожу через игры с песком, водой, снегом, знакомя детей со свойствами и особенностями природных материалов. При рассматривании снежинки под лупой использовали отрывок стихотворения К. Бальмонта "Снежинка".
Свело-пушистая, снежинка белая
Такая чистая, такая смелая.
Художественное слово побуждает детей делать элементарные умозаключения и выводы, например, о том что вода замерзает, когда очень холодно, что все в природе взаимосвязано :
Где ты солнце в самом деле?
Мы совсем закоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей.
Временные представления детей можно конкретизировать поговорками:
Ночь пришла - темноту принесла.
К художественному слову обращаюсь, знакомя детей с птицами, дикими и домашними животными:
Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаё тся: КО-КО-КО.
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: МУ-МУ.
Все знания, представления о явлениях природы, которые дети получают через рассмотренные нами приемы работы, закрепляются с детьми в играх, беседах, совместной и самостоятельной деятельности.
Работать по данному направлению нужно, привлекая родителей. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Для этого в группе оформляется наглядный материал по данной теме: "Наблюдаем с детьми" по сезонам с использованием художественного слова, "Гуляй, да присматривайся", "Фольклор для малышей", "Читаем вместе с детьми" и др. Здесь я предлагаю родителям, о чем рассказать ребенку, что почитать, чему научить; помещаю стихи, потешки для заучивания. В индивидуальных беседах старались убедить родителей поощрять исследовательский инстинкт детей, любознательность, стремление как можно больше узнать о природе, рекомендую отвечать на все вопросы ребенка.
Работая в данном направлении, используя художественное слово при знакомстве с природой младших дошкольников и наблюдая за деятельностью детей позволяет сделать вывод, что запас знаний и умений постепенно увеличивается, и работу в данном направлении необходимо продолжать во всех возрастных категориях.