Получи документы

Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте

Анна Казанцева
Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Публикация «Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Начнем с теоретических основ данной темы. Что такое экспериментальная деятельность? Какие методы можно использовать? Есть ли алгоритмы организации исследовательской деятельности?

Эксперимент (с греч. «проба, опыт»)- это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т. д.

Технология детского экспериментирования в ДОУ - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой. Поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребёнок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

О. В. Дыбиной был разработан алгоритм реализации технологии детского эксперементирования:

На первом, подготовительном этапе, идёт актуализация проблемной ситуации. Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт-схем, мотивация детей к исследовательской деятельности. Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.

2 этап - формулирование цели эксперимента или опыта.

Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта. Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.

На 3 этапе происходит планирование экспериментальной деятельности.

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий.

4 этап. Коррекции действий.

Он включает корригирующие действия по мере необходимости.

5 этап - практический этап детского экспериментирования.

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента

На 6 этапе – заключительном, происходит подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

На основе классификации Ю. К. Бабанского можно выделить методы, которые являются преобладающими в ходе реализации технологии детского экспериментирования:

Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретает первая группа методов - методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей.

Вторая группа методов – методы организации и осуществления познавательных действий. Она включает в себя следующие методы:

• Методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам.

• Методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие словесным методам.

• Методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков, умений.

Третья группа методов обучения– методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей.

В ходе реализации данной технологии в ДОУ, ребёнок ставится в положение исследователя-первооткрывателя.

Для экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, содержанием которого являются:

- рабочие тетради, серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, энциклопедии; тематические альбомы; коллекции

- природный материал : камни, глина, ракушки, перья, шишки, скорлупа, срез и листья деревьев, мох, семена и тому подобное;

- бросовый материал : деревянные, пластмассовые и железные предметы, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и другое;

- разные виды бумаги

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- сыпучие вещества: мука, соль, сахар, различные крупы

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- другие материалы : лупы, зеркала, губки, стаканчики, формочки, игрушки из киндер-сюрприза, совочки, сито, воронки и др.

- «помощники» : резиновые перчатки, тряпки.

- Центр воды и песка.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся в игровой форме, со сказочными персонажами как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

В младшем дошкольном возрасте нами организуются игры с песком. Это:

Игра «Песочная страна», в ходе которой мы с ребятами выделили свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить.

Также дети рассмотрели песок через лупу и увидели, что песок-это мелкие блестящие кристаллики.

Также была организована игра «Узоры из песка». Дети тонкой струйкой сыпали песок на цветную бумагу из малой лейки без наконечника, делая разные узоры.

Игра «Лепим колобки», «Делаем фигурки». Дети экспериментировали с влажным и сухим песком, разными формочками.

Проводим игру «Чей это след?» Дети угадывают, кто оставил отпечаток на песке, путём наложения предметов. Данная игра развивает восприятие, воображение, мыслительную операцию сравнения.

Также мы проводили Игры-опыты со льдом и снегом.

Игра «Делаем фигурки». Дети экспериментировали с мокрым и рассыпчатым снегом.

Провели игру-эксперимент Цветной снег». Ребята поливали уплотненный снег, тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры.

Организовали эксперимент «Замёрзшая вода». Дети узнали, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

«Цветные льдинки». Мы с ребятами решили украсить наш участок цветными льдинками. Мы набрали воду в воздушные шары, добавили туда краски и вынесли их застывать на участок, на следующий день, когда пошли на прогулку, увидели, что вода в шариках застыла, и получились очень красивые цветные льдинки.

Нами используются игры с водой и мыльной пеной.

«Прозрачная вода». В ходе данного эксперимента ребята выявили свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес.

Игра «Бульбочки». В тазу с водой дети булькали воздухом из резиновых игрушек и наблюдали за пузырьками воздуха, экспериментировали с разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдали, в каких случаях получается больше «пузыриков».

Провели игру-эксперимент «Тонет-плавает», в ходе которого у детей сформировалось представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести и материала.

«Как вода гулять отправилась». Дети получили представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, салфеткой.

Ребятам очень нравится игра «Спрячь колечко». В ходе данного эксперимента детям была поставлена проблема. Нужно было спрятать колечко в стакане с обычной водой. Ребята пришли к выводу, что его можно спрятать, окрасив воду краской.

«Что растворяется в воде». Целью данного опыта была показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Игра «Вот какая пена!». Дети соревновались, кто лучше взобьет пену в тазике.

Любимая игра детей «Пенный замок». Ребята познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. Соревновались, у кого выше получиться «пенный замок».

Провели эксперимент-наблюдение «Ветка в вазе», в ходе которого ребята узнали о том, что даже зимой могут распуститься листики на веточках, если поставить их в воду.

Посадка лука. («Ах, лук-лучок)». В ходе данного эксперимента дети узнали, как правильно сажать лук (донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки). Затем ребята продолжали поливать и наблюдать за тем, как он растёт.

Также в нашей экспериментальной использовались игры с бумагой и ветром.

Например, эксперимент «Воздух повсюду». Ребята обнаружили воздух в окружающем пространстве и выявили его свойство – невидимость.

Игра «Веселые кораблики». Дети запускали в таз с водой разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдали за ними, делали «волны», «ветер».

«Облака». Дети комкали обычную бумагу, салфетки, придавая форму «облака» и создавали композицию, тем самым выяснили, какая бумага мнётся лучше.

Игра «Блестящие комочки». Дети комкали тонкую фольгу, делали разные комочки и играли с ними;

Игры со звуком.

«Почему всё звучит». Целью данного эксперимента была подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Ребята узнали, что звучать могут не только музыкальные инструменты, но и обычная линейка.

Провели музыкальную игру «Звенящая вода». В ходе которой дети узнали, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Также были организованны игры с тенью и светом.

Игра «Солнечный зайчик». В ходе данного эксперимента дети познакомились с естественным источником света – солнцем и узнали, что с помощью зеркала можно с ним играть.

Игра «Причудливые тени». Недавно мы с ребятами ходили в планетарий. Там нам удалось не только полюбоваться на различные звёзды и планеты, но и провести эксперимент со светом и тенью. Зайдя в планетарий, дети увидели, что на стене шатра стали отражаться их тени, за счёт падающего света включённого проектора. Ребят это очень заинтересовало и они по своему желанию стали экспериментировать с тенями: с отражением своих рук, силуэтов, движений игрушек. Вот такой интересный и неожиданный эксперимент у нас получился!

Также в работе с детьми я использовала такую технологию как «Сказка в песочнице»

Жизнь не стоит на месте и диктует новые тенденции, подходы, техники в обучении детей.

Игры с песком - это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребёнка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлечений дошкольников, одной из форм естественной активности ребёнка, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир.

Дети из предлагаемого природного и специально подготовленного материала делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Поэтому такой подход в организации речевой активности детей через игры с песком соединяет разные виды деятельности: коммуникативную, двигательную, игровую, продуктивную, опытно-исследовательскую, трудовую, музыкальную. Объединение всех видов деятельности эффективно решает образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.

Игры в песочнице проводятся по мотивам известных сказок по программному материалу в соответствии с возрастом.

В организацию детской деятельности педагоги включают разнообразные методические приё мы: беседы, сюрпризные моменты, отгадывание загадок, рассматривание предметных картинок, графических схем. Лексико-грамматические игры и упражнения, дыхательные, голосовые, артикуляционные, мимические упражнения, подвижные речевые игры, игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Таким образом, данная технология «Сказка в песке» является эмоционально приятной, разнообразной, динамичной, неутомительной деятельностью детей при достаточно высокой познавательно-речевой и двигательной активности.

Я провела с детьми игровую деятельность с песком «Путешествие с колобком (по мотивам русской народной сказки «Колобок»).

Согласно сюжетной линии сказки дети выполняют различные упражнения с песком, используя подготовленный материал, и «оречевляют» свои действия.

На предварительном этапе :

закрепили знания, умения и навыки детей 5-го года жизни.

Прочитала детям сказку «Колобок», после чего была организованна драматизация русской народной сказки.

Далее дети пересказывали сказку с опорой на сюжетные картинки.

После этого была организованна художественная продуктивная деятельность детей (лепка героев сказки).

Также с детьми были проведены лексико-грамматические упражнения, направленные на согласование числительных с именем существительным.

Игры в песочнице.

Для данной игровой деятельности использовали следующее оборудование, которое вы можете видеть на экране.

На организационном этапе я стимулировала у детей интерес к игре с песком. Мы с ребятами отправились в гости к сказке. И сейчас я предлагаю Вам на некоторое время стать детьми и поиграть со мной в сказку. Отгадайте загадку:

Из муки он был печён,

На сметане был мешён,

На окошке он студился,

По дорожке укатился.

Кто же это?. (Колобок)

Мы попали в сказку «Колобок». Давайте её вспомним. Я вам буду говорить фразу, а вы должны будете её закончить.

Итак, Жили-были… (дед и баба). Вот как-то раз дед просит бабу:. («Испеки мне колобок».) Бабка пошла, по амбару (помела, по сусеку (поскребла, набрала (муки). Замесила бабка (тесто, скатала (колобок, испекла его и положила остывать (на окошко).

Педагог: Колобок получился весёлый, вкусный, румяный, круглый.

Педагог: Лежал колобок на окошечке, и так захотелось ему пойти в лес погулять! Давайте пойдём вместе с ним.

Педагог: Колобок покатился в лес, и мы пошли за ним. А в лесу совсем нет дорожек. Поможем Колобку. Нарисуем для него дорожки. Повторяйте движения за мной.

Узкие дорожки рисуем слева направо.

Широкие дорожки рисуем сверху вниз всей кистью.

Рисуем дорожки длинные и короткие.

Педагог: В лесу растут деревья высокие и низкие, тоненькие, которые легко обхватить руками, и «толстые».

Вы видите у себя различные листики, травинки, давайте сделаем у себя в песочнице красивый лес! Вставляем их в песок.

Педагог: Колобок катится по дорожке и песенку поёт. Давайте мы ручками покажем, как он это делает.

Я, колобок, колобок! Рисуют на песке пальчиком воображаемый колобок.

По сусекам скребён, Правой ладонью скребут по песку.

По амбару метён, Имитирую подметание пола.

На сметане мешен, Делают круговые движения кистью правой руки.

В печку сажен, Показывают кулачок с песком, вытянутый вперёд.

В печку сажен, Перекладывают песок в другой кулачок.

Я от бабушки ушёл, Перебирают средним и указательным пальцами

Я от дедушки ушёл.

Педагог: Катится колобок по лесу. Вдруг видит на земле заячьи следы. Давайте с вами изобразим заячьи следы, кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, перемещая их в разных направлениях.

Педагог: А вот и сам зайка!

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня. Я тебе пригожусь.

-Тогда помоги мне спрятаться от волка.

Педагог: Мы с ребятами построим для тебя заборчики. Лепим заборчики по кругу. Сжимаем песок между ладонями, прихлопываем его и выравниваем.

Педагог: Покатился Колобок дальше. А тут из-за дерева появился Волк.

-Колобок, колобок. Я тебя съем.

-Не ешь меня. Ребята тебе пирожков напекут.

Давайте задобрим волка, испечём ему вкусных пирожков. Набираем мокрый песок в ладошки, сжимаем, перекладываем его из одной ладошки в другую и кладём пирожки на тарелочки.

Педагог: Волку очень понравились пирожки, и решил он не есть Колобка.

Педагог: покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь идёт.

-Колобок, колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, я тебе пригожусь.

-Тогда помоги мне отыскать пуговицы. Старый я стал, плохо вижу.

Педагог: Поможем Медведю.

Итак, давайте попробуем отыскать пуговицы в песке для медведя. Молодцы! Все пуговицы нашли!

Педагог: А чтобы ты, Мишка, хорошо видел, ребята подарят тебе очки.

Нарисуем медведю очки. Рисуем два кружочка и соединяем их палочкой. Вот какие, Мишка у нас очки для тебя получились!

Педагог: Вот спасибо вам, ребята. Теперь я всё стал видеть.

Педагог: Катится, Колобок дальше, а навстречу ему Лиса идёт.

-Колобок, колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, Лиса, я тебе пригожусь.

-Тогда помоги мне новый домик-норку построить.

Давайте построим домики для Лисы. Сгребаем песок в холмик, прихлопываем его руками, внизу пальцами выгребаем песок. Получилась норка.

Педагог: Ах, какие домики получились!

Педагог: Попрощался Колобок с Лисой и покатился домой. А когда увидел бабушку и дедушку, очень обрадовался!

Молодцы! Можете помыть руки и воспользоваться влажными салфетками.

Точно также мы с детьми обыгрывали сказку в песке «Лягушка».

На предварительном этапе было организованно:

Закрепление знаний, умений и навыков детей 5-го года жизни.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций об изучаемом объекте.

Проведение упражнений с использованием графических схем.

Пересказ содержания сказки.

Художественная продуктивная деятельность детей (лепка героев сказки)

Игры в песочнице.

Согласно сюжетной линии сказки дети выполняли постройки-декорации из песка (лес, речка, используя природный материал.

Для данной игровой деятельности использовали следующее оборудование: Его вы можете видеть на слайде.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

В своей работе я также организую сотрудничество с семьями воспитанников, ведь только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования.

Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. В уголке для родителей размещены различные статьи, памятки по экспериментированию, папки-передвижки.

Также привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Родители с детьми приносят из дома различные бросовые и другие материалы, которыми мы пополняем наш уголок.

После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Заключение

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию в младшем дошкольном возрасте «Собери урожай яблок»Дидактическая игра по сенсорному развитию в младшем дошкольном возрасте «Собери урожай яблок» Цель игры:Развитие сенсорного восприятия,Развитие мелкой моторики пальцев рук. Эта игра,как средство развития мышления, воображения, речи,.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте .

Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельностиИспользование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте Аннотация: Формирование творческой личности — одна из самых.

Использование здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте. Самомассаж и развитие крупной моторики Раннее детство - ответственный период, когда закладываются основы развития ребенка, его здоровья. Именно двигательная активность детей в.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству .

Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток» «Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие (щётка для пола,для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Строительная деятельность в младшем дошкольном возрасте.Строительная деятельность в младшем дошкольном возрасте. На третьем году жизни дети приобретают широкий и разнообразный двигательный опыт;уверенно бегают,ходят,постепенно осваивают круг необходимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 16:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Анна Казанцева (УИ 259212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД