ЯРМАК ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА
Ознакомление детей среднего и старшего дошкольного возраста с предложением
▼ Скачать + Заказать документы
Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вмести с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения : "В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине. ". Далее к каждому предложению ставятся вопросы ; ; О чем говорится вначале? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей. ". Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями ; в каждом предложении про что -то говорится. Приводит пример "Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том что они лежат в корзине " .Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения. Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному : белка прыгает по деревьям : белка ловко прыгает с дерева на дерево. Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно написать его длинной чертой : начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку.
Публикация «Ознакомление детей среднего и старшего дошкольного возраста с предложением» размещена в разделах
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как придумывание предложений с заданным словом : придумывание предложения, которое началось бы с определенного слова, составление предложения по двум картинкам ; придумывание названия к картине придумывание веселого предложения ; сочинение короткой сказки о хитрой лисе : составление предложений по " живым сценкам" Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.