Анастасия Лихих
Проект по патриотическому воспитанию «Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила:
Воспитатель ДОУ №27
г. Азова
Лихих А. А.
Стоит в устье Дона наш город Азов,
Он крепостью был изначала,
Он в ратных трудах отличался всегда.
И Слава его увенчала.
Здесь вольные люди жили всегда,
Здесь вились казацкие стяги.
Мы честь не срамили свою никогда,
Мы даже ворота забрали*.
Не мало пришлось испытаний пройти,
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Чтоб в счастье жилось нам с тобою.
Помни всегда, что платили за мир,
Казаки высокой ценою.
Так будем верны мы заветам Отцов,
Куда б нас судьба ни бросала.
"Живи расцветай наш любимый Азов",
Оплот наш и жизни начало.
Белоконь В.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. О необходимости обращения пристального внимания к проблеме воспитания патриотизма у детей свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Проблема важности приобщения детей дошкольного возраста к изучения родного края волновала умы многих выдающихся педагогов. Я. А. Каменский своем труде «Материнская школа» отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, однако зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
Актуальность темы:
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы города, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
В связи с вышесказанным, успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром через свойственные старшему дошкольному возрасту виды деятельности - игру, общение, труд, наглядно-образное, наглядно-предметное обучение.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта : осуществление комплексного подхода к патриотическому воспитанию детей, приобщение старших дошкольников к истории и культуре родного города.
Задачи проекта :
1. Развивать нравственные личностные качества детей через воспитание позитивного отношения к истории, памятникам архитектуры, достопримечательностям родного города Азова.
2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении, взаимодействии людей с историческим и культурным наследием города.
3. Разработать и внедрить в деятельность ДОУ план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе групп с Азовом, включающий в себя беседы, дидактические игры, занятия, совместные открытые мероприятия с родителями дошкольников, тематические экскурсии, диагностический материал по культурно-историческому развитию города.
Участники проекта :
Дети 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группы).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта :
(июль-октябрь 2017года).
Принципы
При построении работы по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью осуществляются посещение городского краеведческого музея, где подобран материал о городе Азове и Ростовской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога занять позицию ребёнка, учесть его точку зрения как полноправного партнера по общению, имеющего свою точку зрения.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, городской центральной библиотекой, детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Азова.
Прогнозируемый результат:
- Обогащение и систематизация знаний детей об историко-культурном развитии города, формирование устойчивой потребности к получению новых знаний, сведений о развитии родного края.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Разработка, внедрение и дальнейшее использование методик, дидактических материалов по краеведению.
Реализация проекта :
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) сбор информации об осведомленности детей о родном городе Азове, его истории, достопримечательностей, памятных местах, роли в культурно-историческом и экономическом развитии Ростовской области;
II этап – основной, включает в себя:
1) тематические занятия с детьми в соответствии с перспективным планом работы;
2) экскурсии по городу, посещение достопримечательностей и памятных мест;
3)совместные мероприятия с городским управлением культуры, участие в городских конкурсах, выставках, посвященных патриотическим праздникам и памятным датам в истории Азова;
5) пополнение развивающей среды в ДОУ, обогащение краеведческого и патриотического уголка новыми экспонатами, работа с родителями в данном направлении;
6) выставки детских работ, посвященных родному городу.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей и подготовительной к школе групп
(июль-октябрь) 2017 год.
Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Июль Моя малая Родина - рассматривание географической карты Азова, РО, рассказ об особенностях климата, природы, животного мира;
-изготовление альбома, путешествие по родному городу, знакомство с улицами, - составление рассказов на тему: «Дом, в котором я живу»,
- просмотр представления «В избе казака» казачьего театра «Любо».
Август Участие в празднике День флага РФ -участие в фотовыставке, конкурсе стихов о гербе, флаге РФ совместно с ЦБС,
- беседы о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе.
Сентябрь День рождение города - проведение тематического занятия «Знай флаг, герб- символику своего города»,
- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»
- участие в городском фестивале «Путешествие в чудесный Книгоград» совместно с ДДТ и ЦБС.
Октябрь Знакомство с историей Азова - посещение тематических выставок по истории города в азовском краеведческом музее,
- посещение ряда памятных мест, достопримечательностей города (МБОУСОШ№1, 11, порохового погреба, крепостного вала, др. ,
-составление карты пройденных маршрутов с местами посещения уже изученных достопримечательностей.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) анализ результатов эффективности проделанной работы.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие указанный период.
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Азова доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности
знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Родной город».
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса; называть достопримечательности города).
Предварительная работа: беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Символика родного города».
Цель: Определить уровень сформированности знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Азова.
Методы: устный опрос, беседа.
Ход проведения: беседы и рассматривание герба города Азова.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Азовского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и его значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края».
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашей Ростовской области; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет в городе и его окрестностях?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4 «Личностное отношение к родному городу».
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Азове?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с увиденным.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе
у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка Контрольные вопросы
Родной
город Символика
родного
города Историко-
географический
и природный
компоненты
родного края Личностное
отношение к родному городу
Высокий уровень (10-13 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб города Азов,может объяснить символику Азовского герба; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (7-9 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб города Азов; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, города (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (3-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Азов, Ростовской области;
Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий по городу).
Воспитатели :
- Разработка конспектов занятий.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Городской краеведческий музей,
- Уголок по краеведению в группах.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Педагог должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.