Папки-передвижки

Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг»

Елена Колесникова
Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг»
▼ Скачать + Заказать документы

100 лет со дня образования Иваново-Вознесенской губернии. Это большое и важное событие для всех нас, живущих на этой земле. Это время, которое заставляет оценить прошлое, понять настоящее и подумать о будущем нашей с вами Родины. К сожалению, все тоньше становятся нити исторической памяти, соединяющие прошлое с современным поколением. И нельзя допустить, чтобы эта невидимая связь прервалась.

Формирование бережного отношения к историческому наследию своей родины и приобщение к культурно-историческим ценностям подрастающего поколения – эта актуальнейшие вопросы для нашей страны, людей и прежде всего, нас, педагогов.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края „Герб и флаг“» размещена в разделах

В системе образования происходят существенные изменения. Введение ФГОС ДО повлекло изменение содержание образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Для детей дошкольного возраста свойственна наибольшая обучаемость, восприимчивость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период является в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Но воспитывать любовь к родине может только тот педагог, который сам ее любит, хорошо знает её историю, традиции, обычаи, фольклор, памятные места, людей, прославивших его край.

ФГОС ДО включает в содержание области Социальное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с ФГОС ДО, наш педагогический коллектив выделяет одним из приоритетных направлений работы - формирование у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через приобщение детей дошкольного возраста к региональному культурно-историческому наследию.

Главное задание практической реализации данного направления заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить:

• любовь к своей семье, улице, своему городу, стране;

• чувство особой гордости за историю своего края;

• уважение к культурному наследию предыдущих поколений;

• толерантность к разным чертам национального характера;

• самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина;

• уважительное отношение к родным и близким, окружающим взрослым, к своим сверстникам, представителям других народов.

Кто из педагогов не задавал себе вопрос «как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества»? Как часто бывает, что определенные усилия на данном пути не дают своих результатов.

Если представить себе ситуацию, что у одного человека (педагог) бутыль с водой (знания, а у другого (ребенка) – пустая, но закрытая крышкой. Первый стремится наполнить бутыль второго и перелить воду. Как это сделать? Надо чтобы ребенок снял крышку. А снимет он крышку тогда, когда захочет пить. Мы же часто не ждем этого и льем воду прямо на крышку или делаем это, не дожидаясь желания самого ребенка. А потом удивляемся, почему дети ничего не понимают? Потому что крышка закрыта. Дети пока не ощущают потребности в знаниях.

Наша задача – создать условия, при которых ребенок «захотел пить и снял крышку». Это вопрос технологий, которые мы используем в своей работе.

Одним из главных факторов формирования основ духовно-нравственных и социокультурных ценностей маленького ребенка является ненавязчивое, в форме игры, ознакомление его с историей своего края. Каждый край неповторим, и у каждого края своя история. Наш Ивановский край – уникален своей историей, культурными традициями и природным хозяйством. Знакомясь с родным городом, краеведческими материалами, достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, приобщаясь тем самым к историческому наследию своего края.

Исходя из многолетнего опыт работы в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, к родной природе, к своей стране. А это и есть начало формирования основ духовно-нравственных и социокультурных ценностей, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания.

Цель методической разработки:

Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края, как средство воспитания осознанного, бережного отношения к его культурно-историческому наследию.

Основные задачи:

1. Воспитывать любовь и интерес к истории родного края

2. Познакомить с официальной государственной символикой города Иваново (герб, флаг) с историей их происхождения, значением в прошлом и в современной жизни.

3. Узнавать гербы городов Ивановской области, учить «читать» гербы по геральдическим и негеральдическим фигурам, знакомясь тем самым с историческим и культурным наследием своей родины.

4. Формировать представление о традициях, обычаях и народных промыслах родного края;

5. Познакомить с историей и особенностями русской геральдики и символики (на примере былинных героев).

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание воспитательно-образовтельной системы ДОУ. Мы считаем, что работа по ознакомлению с государственной символикой города, страны, – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви родному краю, чувства особой гордости за историю своей страны, своего города, уважения к культурно-историческому наследию предыдущих поколений.

В своей работе, по приобщению детей дошкольного возраста к региональному культурно-историческому наследию, мы проявили большой интерес к науке символики и геральдики. Это направление оказалась очень полезным, увлекательным и необходимым в образовательной практике.

Обилие в современном мире визуальных символов, знаков, которые в большинстве своем имеют практическую направленность вполне оправдано, так как человек воспринимает информацию чаще всего с помощью зрения.

В детском саду мы знакомим детей со знаками, которые имеют практическое применение, например, по правилам дорожного движения.

Символика герба и флага для детей не входит в рамки их практического применения. Поэтому понимание педагогом значения, необходимости предлагаемого материала в жизни ребенка поможет правильно подобрать методический материал и доступно, а главное интересно донести информацию до детей.

Слово «герб» (в переводе с немецкого Erbe- наследство) – эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Символ – предмет, объект, который имеет для человека (народа) определенный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Гербы представляют собой символическое «лицо», «паспорт», «зеркало», в котором отражается история, обычаи и традиции.

Знакомство с официальной символикой нашего города, области, мы начинаем с увлекательного путешествия с Гостем из прошлого Рыцарем Майком.

Цикл занятий – путешествий начинается с «Путешествия на машине времени». Дети с помощью презентации оказываются на земле наших предков и знакомятся с Древом Жизни

(Срубить ствол, уничтожить корни и дерево погибнет. «Корни» - это наша история, они питают «ствол» - систему духовно-нравственных ценностей (наш внутренний мир). Если человек плохо воспитан - он гибнет духовно, а значит и физически. Таким образом, очевиден ответ на вопрос, «зачем нужно знать историю родного края и любить свою родину?» – чтобы ЖИТЬ!

Дети вместе с Рыцарем оказываются в Средневековье на рыцарских турнирах и изучают историю возникновения и распространения гербов. Рыцарь приносит нам карту Ивановской области» и гербы городов Ивановской земли. Таким образом, мы с детьми отправляемся в путешествие по земле Ивановской губернии с помощью машины времени и волшебных гербов. Сначала мы оказываемся в своем родном городе Иваново, но на много лет назад и видим: «в лазаревом (голубом) поле молодую женщину «пряху», одетую в традиционный русский сарафан: серебрянная рубаха с червленой (красной) вышивкой на рукавах и с воротником, отделанным золотом; червленый сарафан с золотым шитьем в золотом кокошнике и серебряном платке. Девушка работает – она прядет пряжу, рядом с ней прялка, левой рукой она крутит колесо, правой - тянет серебряную нить из кудельки на золотой гребенке. Текстильная промышленность появилась здесь задолго до революции и прославила ивановский край. С детьми мы рассматриваем сарафан красавицы и узнаем о традиционной русской одежде, узнаем о традиционных ремеслах прядение, ткачестве, строчевышивании.

Герб Ивановской области очень красив и уникален, он напоминает герб великих князей. Два поля – красный и голубой в геральдике их называют червленый и лазуревый (красный и голубой) – они передают что наша область образовалась из двух Костромской и Владимирской в 1918 году. Это полотна ткани, создаваемые на большом количестве текстильных предприятий. Челнок и факел – самые главные символы, изображенные на щите. Челнок – означает текстильное производство, наш край одевал почти всю Россию с 17 века и до настоящего времени. Серебряный факел показывает, что умные и образованные люди живут на нашей земле. У нас очень много учебных заведений (высших и научно-исследовательских, в которых работают ученые люди.

Три узких волнистых полоски – серебряных пояса – символизируют великую реку Волгу, кормилицу, «матушку», как ее называли из древне. Основной щит увенчивает старинная железная владимирская корона. Действительно, наши земли входили во Владимирское княжество. Но корона сейчас, когда нет князей, царей, символизирует самостоятельность, важность и равенство нашей области со всеми другими областями в России.

Фигуры Льва и Орла – щитодержатели, они держат Щит с двух сторон – это говорит, что наш герб очень важный и имеет высокий ранг. Царь зверей, золотой лев, прыгнул сюда из владимирского герба, а царственная птица золотой орел прилетела с носовой части костромского корабля, на котором плавала царица.

Постаментом является венок из льна и хлопчатника. Лен и хлопок – основные виды сырья для изготовления тканей на текстильных предприятиях.

А теперь, мы попали в сказочный Палех, родину Жар-птицы, и узнаем об известном на весь мир палехской лаковой миниатюре, для которой характерны фольклорные и исторические сюжеты, выполненные яркими красками по черному фону. Удивительно происхождение названия Палеха. «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех. Далее мы отправляемся на Южскую землю, где знакомимся с Дм. Пожарским – князем, полководцем народным героем, военноначальником и узнаем о его славных подвигах. Мы путешествуем по Шуе и узнаем, что мыловарение было самой древней промышленностью шуи. А герб Савинского района с изображением коробейника свидетельствует о том, что первые коробейники пошли по Руси из этих мест. Это край больших и малых очень древних озер. Удивителен герб города Пучеж – птица Сирин. Пучеж издавна славится мастерами, выращивающими и обрабатывающими лен. Райская птица в гербе символизирует многолетнюю историю развития вышивки. Интересен и тот факт, что легенда о птице фениксе, возрождающейся из пепла, указывает на историю с затоплением города во время строительства Горьковского водохранилища: город был полностью затоплен и построен новый Пучеж. На гербе Пучежского района изображена золотая ладья с серебряным парусом, символизирующая географическое расположение на берегу реки Волга. Люди исторически занимались рыболовством, судоходством. Цветок льна на парусе означает произрастание льна и развитое льноводство. Выходящая из правого щита серебряное острие восьмиконечной звездой, рассказывает нам о падении гигантского метеорита (Пучеж-Катунская астроблема – «звездная рана, шрам»).

Удивительны и неповторимы гербы городов и районов Ивановской области: Плес, Лух, Кинешма, Кохма. И за каждым своя история, легенда, тайна. Узнать ее- значит, узнать историю своей родины, культуру и традиции своих предков, а значит и узнать самого себя.

Формы работы:

1. Игры-путешествия

2. Беседы

3. Просмотр презентаций

4. Рассматривание гербов и их составление из отдельных частей

5. Дидактические игры и упражнения : пазлы, разрезные картинки, узнай по описанию и др.

6. тематические занятия «Герб, флаг городов, страны»;

7. беседы о родном крае, природе, знаменитых людях;

8. чтение книг на подходящие темы;

9. подборка загадок, стихотворений, былин и песен;

10. просмотр научно-популярных фильмов и передач;

11. сюжетно- ролевые игры;

12. оформление выставок рисунков;

13. составление альбомов гербов, флагов своего города, области, страны;

14. совместно с родителями: изучение гербов тех городов, где жили их предки; составление с родителями герба своей семьи, самого себя.

15. проектная деятельность

Тема официальная символика городов ивановской области становится увлекательной и интересной как для детей и их родителей, так и для педагогов. Как много нового неизвестного узнаем мы о своей земле. Эти знания вызывают у нас чувство гордости, уважения, сопричастности к историческому наследию своей родины.

Когда дети научатся «читать» официальную символику своего города, других городов, страны, они узнают:

• как богата наша земля своими национальными традициями, уникальными особенностями хозяйства и природы;

• чем похожи и отличаются разные города друг от друга

• как важен и интересен труд жителей каждого города для страны;

• как прославляют умельцы свой город или поселок на всю страну или даже на весь мир

И тогда, они захотят бережно относится к природным и культурным богатствам и людям своего края.

Тогда нить исторической памяти, соединяющая прошлое с современным поколением, станет крепче.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края .

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Ознакомление дошкольников с трудом родного края. Коневодство Образовательные задачи: познакомить детей с профессиями людей своей малой Родины, особенностями этих профессий, их значением. Развивающие.

Ознакомление с историей родного края в подготовительной группе .

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». 2018-2019 учебный.

Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание образования детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них знаний представлений об окружающем мире.

Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьи и воробушки — серенькие перышки» Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьи и воробушки – серенькие перышки» Цель проекта: Познакомить.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг»
Опубликовано: 2 января 2019 в 16:04
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесникова (УИ 245059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД