Елена Мельникова
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности.
В нашем городе Советском проживает много людей разной национальности.
Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства. И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности.
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому, сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.
Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе. На данном этапе жизни нормой каждого человека – должна стать толерантность. Помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом.
Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».
Работая с детьми, стараюсь в их сознание внести образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Считаю, что только таким образом можно заложить фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения.
Понятие «толерантность» должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.
Интернациональные чувства только зарождаются в раннем возрасте, и хотя они элементарны по своим проявлениям, но важны для дальнейшего формирования личности.
Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е. А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей.
Исходя из выше сказанного выбрала творческую тему:
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом».
Цель: создание условий для воспитания толерантности у детей через ознакомление с народным костюмом.
Задачи:
• Изучение истории народного костюма, его особенностей.
• Создание мини – музея «Россия – многонациональная страна».
• Разработать перспективный план по теме.
• Разработать диагностический инструментарий.
Для реализации работы с детьми по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» определила задачи:
• Познакомить детей с национальными костюмами разных народов.
• Формировать у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
• Воспитывать уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
• Формировать чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Формы организации деятельности детей:
1. НОД.
2. Экскурсии.
3. Познавательные беседы.
4. Музыкально-игровые праздники.
5. Игры
6. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
Предполагаемый результат:
Происходит обогащение социального опыта детей, закрепляются нормы общения, дети становятся более терпимы друг к другу.
Дети через народный костюм узнают историю и культуру родного края, а также имеют представление об истории и культуре народов других национальностей.
Организация работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом.
Над творческой темой: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» я начала работать в 2014 году, были определены этапы работы над темой, цель, задачи. Начала свою работу с изучения методической литературы, затем разработала перспективный план.
Для реализации намеченного плана необходимо было создать развивающую среду в группе, так возникла идея создания мини-музея. В мини-музее собраны куклы в национальных костюмах разных народов, населяющих нашу страну. Так же в создании музея принимали участие родители воспитанников.
Детей средней группы знакомлю с русским народным костюмом и костюмом народов ханты и манси, в старшей и подготовительной группе азербайджанским, чувашским, татарским.
В данное время я работаю с детьми подготовительной группы, в группе 26 детей, среди них дети разных национальностей. У нас в группе есть русские, манси, татары, башкиры, азербайджанцы, армяне, чуваши.
Формы организации деятельности детей.
1. НОД. На занятиях знакомлю детей с особенностями внешнего вида народных костюмов. Воспитываю интерес и уважение к народной культуре. Приобщаю детей к народным играм, закрепляю представления о предметах быта. Широко использую приёмы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту русского костюма и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку.
Рассматриваем иллюстрации, где герои сказок в народных костюмах. Разучиваем пословицы о труде, стихи о Родине.
Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
2. Проектная деятельность. С детьми подготовительной группы был реализован проект «Я живу в России». Цель проекта: расширить представления детей о жизни и традициях народов России.
3. Экскурсии.
• Районная детская библиотека (г. Советский, ул. Гастелло 35). В библиотеке для детей проводилось мероприятие по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси. Так же детей познакомили с народными играми.
• МБУК «Районный музейно – выставочный центр». Ознакомление с культурой и бытом народов ханты и манси (зал этнографии); посещение выставки народных костюмов.
4. Проведение народных музыкально – игровых праздников. Совместно с музыкальным руководителем были проведены развлечения: «Масленица», «Ворно хат», «Колядки», где дети знакомились с народными традициями. Так же к нам в детский сад был приглашен театральный коллектив «Квинорд», детям была представлена хантыйская сказка «Две сестры», дети могли полюбоваться хантыйскими костюмами, послушать, как звучат народные музыкальные инструменты.
5. Продуктивная деятельность. Дети работают в творческой мастерской. Рассматриваем иллюстрации, кукол в национальных костюмах, знакомимся с орнаментами, украшаем костюмы, (аппликация, рисование).
6. Решение проблемных ситуаций.
7. Народные и дидактические игры: «Старинное - нестаринное», «Отбери нужное», «Платочек» (музыкальная, хороводная игра, «Чем мы похожи».
8. Познавательные беседы: «Моя семья», «Мы все разные, но мы все равны», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия».
9. Чтение художественной литературы.
Основная работа по теме проходит в совместной деятельности воспитателя и детей.