МААМ-картинки

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом

Елена Мельникова
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности.

В нашем городе Советском проживает много людей разной национальности.

Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства. И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности.

Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» размещена в разделах

Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.

Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому, сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.

Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе. На данном этапе жизни нормой каждого человека – должна стать толерантность. Помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом.

Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».

Работая с детьми, стараюсь в их сознание внести образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Считаю, что только таким образом можно заложить фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения.

Понятие «толерантность» должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.

Интернациональные чувства только зарождаются в раннем возрасте, и хотя они элементарны по своим проявлениям, но важны для дальнейшего формирования личности.

Самое близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е. А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей.

Исходя из выше сказанного выбрала творческую тему:

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом».

Цель: создание условий для воспитания толерантности у детей через ознакомление с народным костюмом.

Задачи:

• Изучение истории народного костюма, его особенностей.

• Создание мини – музея «Россия – многонациональная страна».

• Разработать перспективный план по теме.

• Разработать диагностический инструментарий.

Для реализации работы с детьми по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» определила задачи:

• Познакомить детей с национальными костюмами разных народов.

• Формировать у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

• Воспитывать уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

• Формировать чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Формы организации деятельности детей:

1. НОД.

2. Экскурсии.

3. Познавательные беседы.

4. Музыкально-игровые праздники.

5. Игры

6. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).

Предполагаемый результат:

Происходит обогащение социального опыта детей, закрепляются нормы общения, дети становятся более терпимы друг к другу.

Дети через народный костюм узнают историю и культуру родного края, а также имеют представление об истории и культуре народов других национальностей.

Организация работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом.

Над творческой темой: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» я начала работать в 2014 году, были определены этапы работы над темой, цель, задачи. Начала свою работу с изучения методической литературы, затем разработала перспективный план.

Для реализации намеченного плана необходимо было создать развивающую среду в группе, так возникла идея создания мини-музея. В мини-музее собраны куклы в национальных костюмах разных народов, населяющих нашу страну. Так же в создании музея принимали участие родители воспитанников.

Детей средней группы знакомлю с русским народным костюмом и костюмом народов ханты и манси, в старшей и подготовительной группе азербайджанским, чувашским, татарским.

В данное время я работаю с детьми подготовительной группы, в группе 26 детей, среди них дети разных национальностей. У нас в группе есть русские, манси, татары, башкиры, азербайджанцы, армяне, чуваши.

Формы организации деятельности детей.

1. НОД. На занятиях знакомлю детей с особенностями внешнего вида народных костюмов. Воспитываю интерес и уважение к народной культуре. Приобщаю детей к народным играм, закрепляю представления о предметах быта. Широко использую приёмы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту русского костюма и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку.

Рассматриваем иллюстрации, где герои сказок в народных костюмах. Разучиваем пословицы о труде, стихи о Родине.

Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

2. Проектная деятельность. С детьми подготовительной группы был реализован проект «Я живу в России». Цель проекта: расширить представления детей о жизни и традициях народов России.

3. Экскурсии.

• Районная детская библиотека (г. Советский, ул. Гастелло 35). В библиотеке для детей проводилось мероприятие по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси. Так же детей познакомили с народными играми.

• МБУК «Районный музейно – выставочный центр». Ознакомление с культурой и бытом народов ханты и манси (зал этнографии); посещение выставки народных костюмов.

4. Проведение народных музыкально – игровых праздников. Совместно с музыкальным руководителем были проведены развлечения: «Масленица», «Ворно хат», «Колядки», где дети знакомились с народными традициями. Так же к нам в детский сад был приглашен театральный коллектив «Квинорд», детям была представлена хантыйская сказка «Две сестры», дети могли полюбоваться хантыйскими костюмами, послушать, как звучат народные музыкальные инструменты.

5. Продуктивная деятельность. Дети работают в творческой мастерской. Рассматриваем иллюстрации, кукол в национальных костюмах, знакомимся с орнаментами, украшаем костюмы, (аппликация, рисование).

6. Решение проблемных ситуаций.

7. Народные и дидактические игры: «Старинное - нестаринное», «Отбери нужное», «Платочек» (музыкальная, хороводная игра, «Чем мы похожи».

8. Познавательные беседы: «Моя семья», «Мы все разные, но мы все равны», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия».

9. Чтение художественной литературы.

Основная работа по теме проходит в совместной деятельности воспитателя и детей.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста. План мероприятий Уважаемые коллеги, в рамках подготовки информационно - творческого проекта, направленного на воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста Знакомство с русским народным костюмом Цель: дать представление об истории и особенностях русского нацио-нального костюма. Формировать.

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность План Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность 2 слайд.

Консультация «Ознакомление детей с мордовским народным костюмом» В середине 19 века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская.

Мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры» Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение.

Ознакомление с мордовским народным костюмом Ознакомление детей с мордовским народным костюмом. В нашем д /саду «Светлячок» оформлен музей национального быта и культуры мордвы. В течении.

Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой.

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Средний возраст самый оптимальный для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника,.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к музыкальной культуре разных народов Я очень рада вас видеть для начала я предлагаю поприветствовать друг друга тема семинара толерантность и здороваться мы с вами будем необычно.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом
Опубликовано: 16 октября 2018 в 17:06
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельникова (УИ 138403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД