Розенбаум Татьяна
Ознакомительно — ориентировочный проект для детей старшей группы «Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась беда»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Розенбаум Татьяна Викторовна
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, педагоги, родители.
Время реализации проекта : ноябрь 2021 года – май 2022 года.
Публикация «Ознакомительно — ориентировочный проект для детей старшей группы „Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась беда“» размещена в разделах
Актуальность: Перед всеми нами встают вопросы: внимательный ли наш ребенок на улице? соблюдает ли он правила поведения на улице и в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным? Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, а также поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Цель проекта : Сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте и знание правил дорожного движения.
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать работу ДОУ и семьи по изучению правил безопасности движения.
2. Знакомство детей с правилами этичного и безопасного поведения на улице, в транспорте.
3. Формирование умений самостоятельно пользоваться полученными знаниями, правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
Для решения данных задач главная роль отводится педагогам и родителям. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона. Новизна проекта образовательную деятельность внедрены инновационные педагогические технологии и электронные образовательные ресурсы для обучения детей правилам дорожного движения, создание в ДОУ учебно-методических презентаций, рекомендаций (педагоги – дети – родители, агитационных акций.
Предполагаемый результат:
Дети:
• соблюдают алгоритм перехода дороги «остановились – посмотрели – перешли»;
• умеют выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки;
• знают правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам,
• сформировались знания о дорожных знаках;
• соблюдают элементарных ПДД,
Родители:
• начинают тесно сотрудничать с педагогами;
• расширяют педагогическую грамотность по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
• повысили знания по безопасности;
• установили взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей :
выбрать актуальную тему;
сформулировать цель и определить задачи;
подобрать соответствующие материалы по заданной теме Проекта :
подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;
подобрать атрибуты для игровой, театрализованной и самостоятельной деятельности детей;
подобрать информацию, папки-передвижки, буклеты для родительского уголка
подобрать репертуар музыкальных произведений по данной теме;
подобрать картотеки игр (дидактических, настольно-печатных, сюжетно – ролевых, подвижных, малоподвижных, народных, физкультурных минуток
составить план основного этапа Проекта;
опрос педагогов, родителей и детей.
Работа с родителями:
побеседовать с родителями о предстоящей работе над проектом.
объявить о начале работы проекта и его задачах.
2. Основной этап
Содержание деятельности воспитателя и детей :
Проведение непосредственно-образовательной деятельности по ПДД:
«Правильное поведение детей в общественном транспорте»,
«Профессия водителя»,
«три сигнала светофора»,
«Знаки-помощники»,
«Безопасное поведение на улице»
«Прогулка по стране правил дорожного движения»
Знакомство с художественной литературой: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», П. В. Ивнев «Как разговаривает улица», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
Рассматривание тематических иллюстраций, плакатов, картинок по безопасности дорожного движения с детьми.
Загадки о транспорте. Считалочки. Пословицы. Поговорки.
Беседы:
«Безопасное поведение на дороге»
«Знаки дорожные помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда»;
«Осторожно, дорога!»;
«Виды транспорта на улицах города»;
«Если ты - пассажир»;
«Как должен вести себя пешеход»,
«Школа дорожных наук»,
«Дорожные нарушения»,
«немного из истории транспорта»,
«Профессия машиниста»,
«Как правильно вести себя в автобусе»,
«Какие машины специального назначения ты знаешь?»,
«Регулировщик- кто он?».
Составление творческих рассказов: «Что случится, если все дорожные знаки исчезнут?»; «Как бы нам жилось, если бы не было правил дорожного движения?»; «Что нужно знать из истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».
Наблюдения: Какой транспорт ездит по д, за трудом водителя.
Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию». «Расставь знаки» (игры с макетом перекрестка, «Набери номер правильно», «Найди такой же знак», «Собери знак».
Подвижные игры: «Стоп», «Светофор». «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Умелый пешеход», «Лучший пешеход», «Сигналы светофора», «Пешеходы и автомобили», «Знаки и автомобили», и другие.
Сюжетно-ролевые игры: «Осторожно, улица!», «Мы едем в автобусе», «Мы с семьей поехали отдыхать на автомобиле», «Машина».
Художественно — творческая (репродуктивная) деятельность: рисование «Дорожные знаки», аппликация «Дорожные знаки», «Виды транспорта» (коллективные работы, конструирование «Моя улица», лепка: «Веселый светофор», «Машина».
Работа с родителями:
Подбор детских стихов и произведений по ПДД совместно с детьми;
консультации для родителей по правилам дорожного движения:
«Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»,
«Безопасность детей – забота взрослых».
«О поведение в общественном транспорте»
«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
«Вы, ребенок и автомобиль»
«Вы, ребенок и общественный транспорт»
памятки для родителей
«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»;
«Как научить ребёнка правилам поведения на улице и в транспорте».
«Ребёнок переходит улицу».
папки передвижки:
«Взрослые! Вам подражают дети!».
«Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»
картотека дидактических игр по ПДД;
картотека подвижных игр для детей по изучению правил дорожного движения;
тестирование родителей:
«Анкета для родителей по правилам дорожного движения»,
«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения.
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный этап
Содержание деятельности воспитателя и детей :
Выставка творческих работ родителей и детей по ПДД.
Оформление уголка ПДД.
Проанализировать полученные результаты
Вывод: этот проект способствует более тщательному и глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений по формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувств контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Первым кто должен помочь обществу решить проблему по изучению ПДД, должен стать родитель, а уж только потом воспитатель детского сада. Но на практике мы убеждаемся в обратном, родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Разработанный мною проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников элементарным правилам движения и формирования у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли привлечь родителей и детей к решению данной проблемы. В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме ознакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Используемая литература:
1. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
5. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
6. Данилова Т. И. Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб, издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
7. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М., 2006.
10. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
11. Н. В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
12. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
13. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
14. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД "Корифей".