Валентина Романюк
Оздоровительная работа по формированию здорового образа жизни с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения (педагогическая мастерская)
Цель: передача опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ; оптимизация работы по использованию разнообразных технологий для развития двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Усовершенствовать знания и навыки педагогов о здоровьесберегающих технологиях.
2. Вызвать интерес к инновационным здоровьесберегающим технологиям, повысить профессиональную компетентность педагогов.
Публикация «Оздоровительная работа по формированию здорового образа жизни с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
4. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Оборудование и материал: проектор, экран для проектора, медиа презентации «Здоровый образ жизни», видеофильм «Здоровьесберегающие технологии», «гимнастика для глаз», «Гимнастика на снятие мышечного напряжения»; разноцветные круги для магнитной доски – (красный, желтый, синий, черный, круг-голова гусеницы магнитная доска, изображение полянки на листе ватмана, фломастеры, листы бумаги.
1. Вступительное слово. Психологический настрой (под муз. сопровождение)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я вижу,что многие из вас сюда пришли с хорошим и добрым настроением. Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями подарить всем присутствующим частичку своей души! Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? (передать пожелание по кругу соседу справа). Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Покажите свои ладошки и погладьте ладошки сидящих рядом. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды, беспокойства.
Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте, эти слова за мной: Я очень рад всех Вас видеть! (круг – символ единения и дружбы)
Цель-снятие напряжения, упражнение направленное на расслабление, снятие негативных эмоций.
2. Показ занятия
Представляем вашему вниманию занятие в младшей группе, на тему: «Путешествие по зимнему лесу»
Цель данного занятия расширить представления о разнообразии здоровьесберегающих технологий и показать на практике использование методик оздоровления.
Задачи:
- совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;
- формировать у детей представления об особенностях образа жизни белки зимой;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.
Способы: здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная игра, психогимнастика, зрительная гимнастика.
Средства: игрушка-бельчонок, шишки сосновые, дерево зимнее, ткань голубого цвета, музыкальное сопровождение,
Ход:
. Я так рада, что вы пришли сегодня ко мне в гости. А давайте поздороваемся щечками. (Дети стоят в кругу и трутся щечками друг о друга). Замечательно!
Ребята, посмотрите в окно. Какое время года? Конечно, это зима!
Я приглашаю вас в зимний лес полюбоваться красотой зимнего леса, послушать его шум и отдохнуть.
А на чем отправимся в путешествие,вы узнаете отгадав загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Да, это автобус.
Но сначала нам надо накачать шины.
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины набираем.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
(Дети поднимают руки вверх, изображая насос, резко опускают руки вниз, и на выдохе произносят слова. Затем делают глубокий вдох и шипят)
Пассажиры, торопитесь,
Друг за дружкою садитесь,
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.
Песня «Вот мы в автобусе сидим».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Вот мы и очутились в лесу, послушайте, какие прекрасные звуки
Фоновый шум леса.
Давайте пойдем на полянку.
Дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом.
По сугробам мы шагаем,
Выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идем
И ничуть не устаем».
«Мы пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес! Вот и белочка сидит, из под кустика глядит» : (стоит макет дерева, под ним сидит белочка, стоит корзинка с шишками) :
«Здравствуйте, ребята!
Я, зверек игривый,
Озорной и шаловливый.
Я без устали тружусь,
Этим я всегда горжусь.
Я готовила запас,
Не забыла и про вас.
Вот шишки поиграйте немножко».
Шишечку катаю, ладошки упражняю.
Вверх-вниз, вверх-вниз, сильно шишка не колись.
Шишечку катаю, пальцы упражняю.
Вверх-вниз, вверх-вниз, сильно шишка не колись.
Шишечку катаю – к плечику поднимаю.
1,2,3,4,5 - будем шишку поднимать.
Шишечку катаю - к ладошке опускаю.
Свои пальчики встряхнем и немного отдохнем!
А мне еще хочется с вами поиграть.
Подходи ко мне дружок,
И садись ко мне в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А теперь потянем вниз,
Ушко, ты не отвались.
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб ни кашлять, ни чихать,
Будем носик растирать.
Лобик сильно разотрем,
Ладонь поставим козырьком.
1,2,1,2, вот и кончилась игра.
Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка!
Мы снежинку увидали,
со снежинкою играли.
Снежинка вправо полетела
Глазки вправо посмотрели.
Вот снежинка влево полетела,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снежинку вверх поднимал
Глазки вверх подняли
И на землю опускал,
Глазки вниз отпустили.
Ребята, посмотрите, какой красивый ковер из снежинок (дети берутся за края ткани). Но тут подул ветерок (Легкие взмахи тканью) и снежинки полетели. И вот начался сильный ветер (Сильные взмахи) и разбросал все наши снежинки. Кажется, ветер стих, и все снежинки опять вернулись на землю.
Дети находят подарки от лесной феи.
Но наш автобус уже уезжает обратно.
Пора садится.
Песня «Вот мы в автобусе сидим».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Рефлексия
3. Доклад по теме.
Продолжить нашу встречу хочу словами Я. Корчака
«Взрослым кажется,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины,повыбили бы себе глаза,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же,как и взрослым,хочется быть здоровыми и сильными,только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им,и они будут беречься.»
Януш Корчак.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все более острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне, которые способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь (варианты ответов гостей) в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:
"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
4. Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.)
«Здоровье-это та вершина,на которую человек должен подняться сам»
И. Брехман.
5. Презентация «Здоровый образ жизни»
6. Показ видео "Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду"
7. Практический.
- А сейчас, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам на практике опробовать некоторые здоровьесберегающие технологии.
Показ технологий воспитателями
• Пальчиковая гимнастика (восп. Е. В. Горобец)проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
• Гимнастика для глаз (восп. Пивень О. А.) проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика (муз. рук. Абдулмеджитова М. А.) проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Гимнастика после сна (восп. Алиева А. Р) проводится ежедневно после дневного сна 7 -10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание, полоскание горла отваром трав. Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по ней. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
• Самомассаж. (восп. Газель Л. В.) Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в течение дня. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует память, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
• Артикуляционная гимнастика (восп. Горобец Е. В.)- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
• Технология музыкального воздействия. (муз. рук) Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Используем в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на НОД по изодеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
8. Несерьезные советы “Помоги себе сам”.
Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.
Несерьезные советы.
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
***
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
***
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
***
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
***
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
***
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
***
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
9. Заключительная часть.
Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»
- Завершая педагогическую мастерскую, предлагаем вам, уважаемые коллеги, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразить его с помощью цветовых маркеров.
Обозначения цветовых маркеров:
• Красный – всё понравилось, хочу узнать больше, использовать в практике;
• Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно;
• Синий – понравилось, но спорно;
• Чёрный - идеи не заинтересовали.
- Предлагаю каждому из участников взять условное изображение настроения того цвета, какой подходит к его отношению к данной теме и представленному опыту, и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.
Каждый участник выбирает круг с соответствующим цветом. На магнитной доске с изображением полянки и солнца все по очереди выкладывают из выбранных кругов гусеницу, тянущуюся к солнцу. Старший-воспитатель завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками, благодарит участников за сотрудничество.
Завершение.
- Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и в конце концов становится прекрасной бабочкой
Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы, встречающиеся у нас на пути, чтоб наши мысли и дела, наши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше.
Литература:
1. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: Речь, 2002.
• Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб. : Речь, 2001.
• «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В. Г. Алямовская Москва 2005г.
• «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О. Ф. Горбатенко Волгоград 2008г.
• «Здоровьесберегающие пространство ДОУ» Н. И. Крылова Волгоград 2009г.
• «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцев Москва 2000г.