Вероника Матвеева
Оздоровительная программа детского сада на 2018–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярский детский сад комбинированного вида №3 «Улыбка».
Рассмотрено
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 3 от 21.12.2017 года Утверждено
приказом заведующего
№102 от 22.12. 2017г.
Оздоровительная программа
МБДОУ Ярский детский сад №3
на 2018 – 2020 год
Разработчики:
Старший воспитатель
Матвеева
Вероника Михайловна;
Инструктор по физической культуре:
Вечтомова
Ирина Анатольевна
Пояснительная записка.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»
Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена Оздоровительная Программа, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.
Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ :
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, творческие объединения педагогов и ст медсестры;
- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий);
-характеристика здоровое питание, как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа определяет основные направления, задачи, а так же план действий и их реализацию.
Программа способна создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Программа, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения – это комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Цель программы
Оздоровительная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Нормативно-правовая база:
Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
«Семейный кодекс РФ»;
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Устав ДОУ.
Образовательная Программа ДОУ.
Объекты программы :
Дети ДОУ;
Педагогический коллектив;
Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ:
Специалисты Ярской ЦРБ, ДЮСШ, Ярский политехникум, ОО района.
Принципы:
- научности – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.
- принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.
- доступности – использовании здоровьесберегающих технологий в соответствии возрастными особенностями детей.
Реализация Программы осуществляется по направлениям:
- физкультурно - оздоровительная работа;
- разговор о правильном питании.
I. Физкультурно-оздоровительная работа.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
• организация здоровьесберегающей среды в ДОО
• обеспечение благоприятного течения адаптации
• выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
• систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
• составление планов оздоровления
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
• коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
• проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
• предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
• противорецидивное лечение хронических заболеваний
• дегельминтизация
• оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
II. Разговор о правильном питании.
Цель - формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека;
- информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Отличительные особенности направления:
Содержание работы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей воспитанников;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В ходе реализации направления используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Уровень результатов работы:
1уровень - формирование у детей способности самостоятельно мыслить и действовать, добывать и применять знания, удовлетворять интеллектуальные запросы, чётко планировать свои действия.
2уровень - формирование универсальных учебных действий : восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3уровень - участие в конкурсах, конференциях, в выставках, соревнованиях, осознанное стремление к здоровому образу жизни.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Воспитанники знают:
-основные правила правильного питания.
Воспитанники умеют:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов;
Воспитанники имеют представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма;
- о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.
Проверка результатов проводится через:
- наблюдение;
- анкетирование родителей;
- тестирование;
- опросы детей и их родителей;
- рисунки детей.
Личностными результатами являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Перспективный план работы (примерный)
Октябрь. Занятия. Работа вне занятий. Работа с родителями.
Тема: «Знакомство с
героями Улицы Сезам»
Цель: познакомить
детей с героями
«Улицы Сезам», дать
представление о
характере каждого
героя. Рассматривание
иллюстраций и
картин с
изображением
героев «Улицы
Сезам».
Цель: закрепить
знание детей о
героях. Анализ работы Оздоровительной Программы «Крепыш» 2012 – 2017 г,.
Ноябрь.
1. Тема: «Как правильно есть»
Цель: Закрепить с детьми обработку продуктов. Соблюдение культурно-гигиенических правил. Правила поведения за столом
Цель: Воспитывать культурное поведение за столом, умение использовать «волшебные слова» спасибо, пожалуйста.
Дидактическая игра Каша.
Наблюдение культуры поведения за столом «Правила поведения воспитанных детей»
Цель: Умение детей пользоваться столовыми приборами Детское творчество
«Моя любимая каша».
Информация для родителей о полезных свойствах каши.
Декабрь.
1. Тема: Какие продукты нужны для выпечки хлеба.
Выучить стихотворение о хлебе «Руки человека»
Я. Дягуити.
Цель: Дать детям представление о составных компонентах теста, о значении и ценности хлеба в рационе питания, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба Лепка из пластилина.
Цель: Умение детей передавать образ хлебобулочных изделий Конкурс - пирогов для родителей.
Приглашение родителей в «Детское кафе».
Ярмарка хлебных изделий.
Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа по направлениям Оздоровительной Программы и т. д. ;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
- консультации воспитателей по основам здоровьесберегающих технологий;
-обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики
Организационные методические мероприятия:
1. Знакомство, разработка и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ.
3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии.
4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
5 Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
6. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов сопровождения воспитанников с ОВЗ
9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
10. Пропаганда здорового образа жизни.
11. Обучение воспитанников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции через проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6. Совместная образовательная деятельность для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).
8. Организация совместных дел: конкурсы, выставки, акции и др.
9. Ежемесячный выпуск газеты «Поваренок»
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
-структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
-основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).
-стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.
-социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
-воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Кадровое обеспечение Оздоровительной Программы
Заведующий МБДОУ:
- общее руководство по реализации Оздоровительной Программы;
- ежегодный анализ реализации программы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей
-финансовое обеспечение реализации Программы.
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
Старший воспитатель:
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации Оздоровительной Программы;
- проведение мониторинга (совместно с педперсоналом);
- контроль за реализацией Оздоровительной Программы.
-- ежегодный анализ реализации программы;
Учитель-логопед:
- устранение речевого дефекта у детей;
- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
Медицинская сестра:
- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
- пропаганда здорового питания.
Завхоз:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- коррекция отклонений в физическом развитии;
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Шеф – повар:
- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания.
Воспитатели:
-составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированной программы) для воспитанников с ОВЗ,
- реализация здоровьесберегающих технологий;
- пропаганда ЗОЖ, здорового питания
- закаливающие мероприятия;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
- дыхательная гимнастика;
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно – охранительного режима;
- помощь педагогам в организации оздоровительной работы.
Информационно-методическое обеспечение:
Литература для воспитателя:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2006г.
Безруких М. М., Филипповой Т. А., Макеевой А. Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
Кирилова Ю. А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР.
Л. И Пензулаева Физкультурные занятия с детьми
Ефименко Н. Горизонтальный пластический балет.
Литература для детей:
Безруких, Т. Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.
Электронные ресурсы:
1. Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» https://www.food.websib.ru/
2. https://www.eda-server.ru/cook-book/osnovnye/makaron/.