Эвелина Гафарова (Мелгазиева)
Отношение семей воспитанников к виртуальному взаимодействию с ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ тесно связаны с решением задач просвещения родителей [2].
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса [4].
Темочки:
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [1].
Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация виртуального взаимодействия с родителями.
Прежде чем рассмотреть модель виртуального взаимодействия с семьями воспитанников, раскроем значения слов «виртуальная коммуникация», «сетевое взаимодействие», «единое информационно-образовательное пространство», «сайт», «социальная сеть».
Виртуальная коммуникация – это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами.
Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения.
Сайт (от англ. website : web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом) [5].
Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).
Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия
Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию, дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [3].
В условиях современного мира, где повсеместно распространены средства массовой коммуникации, возможно создание виртуального пространства для взаимодействия между родителями воспитанников детского сада и педагогами ДОУ. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Именно отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом. Рассмотрим некоторые возможности виртуальной среды для осуществления работы по инновационной форме воздействия ДОУ с семьей.
• сайт ДОУ. Практически все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещены некоторые материалы по дошкольной педагогике. Гораздо реже на сайте ДОУ есть форумы для общения между администрацией и педагогами детского сада и родителями (как правило существует гостевая книга, однако данная форма не позволяет систематизировать обсуждения по теме, возрасту, группам, практически не представлены блоги воспитателей и крайне редко присутствует форма для консультации.
• группа в социальных сетях. Большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях, например ВКонтате или в Живом Журнале. Создание группы или сообщества, посвященного определенной группе детского сада, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Поскольку новости в социальных сетях просматриваются регулярно, в этом случае родителям воспитанников не придется открывать отдельно сайт детского сада и искать там соответствующую вкладку – они получат новости оперативно, в рамках своей обычной деятельности.
• проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Скайп. Большинство пользователей интернета имеют возможности для инсталляции и использования программы Cкайп, предназначенной для голосового общения. Программа позволяет проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой.
Достоинствами виртуального взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих детский сад, являются следующие ключевые для современного человека факторы:
• экономия времени участников беседы;
• нерегламентированность, т. е. отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• оперативность контакта;
• возможность возвращения к высказанным идеям посредством изучения истории сообщений или записи диалога.
Вышеперечисленные формы взаимодействия семьи и детского сада не требуют от родителей воспитанников коллективной организации: просмотреть новости в социальной сети родители могут в удобное время, например в обеденный перерыв на работе или со своего мобильного телефона в транспорте. Реакция на новость или участие в обсуждении может быть начато и прекращено в любой момент. При этом группа социальной сети или сообщество предпочтительнее личного блога преподавателя или форума на сайте ДОУ, поскольку предполагает равноправное участие зарегистрированных пользователей[7].
Прежде чем начать взаимодействовать с родителями моей группы в виртуальной среде, для меня было важным выяснить, насколько родители готовы и заинтересованы в виртуальном взаимодействии с ними.
Анкетирование родителей было проведено для выявления степени их готовности и заинтересованности в использовании виртуального взаимодействия. Мною была предложена анкета, состоявшая из 5 вопросов. Вопросы сформулированы так, чтобы каждый родитель смог без затруднения ответить на них. Было опрошено 20 родителей.
Анализ полученных результатов показал следующее:
На вопрос, "Давно ли вы пользуетесь Интернетом?" 60% родителей ответили 6-10 лет, 35% родителей – чуть менее 3-5 лет, 5 % родителей что 1-2 года, родителей которые пользуются Интернетом менее года и не пользуются им вообще в моей группе не оказалось. Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне родителей как активных пользователей Интернет сети.
Также этот факт подтверждают и результаты второго вопроса "Как часто вы пользуетесь интернетом?"
65% опрошенных – постоянно пользуются услугами интернета; 5% хотя бы один раз в день; 20% – периодически; по 5% пару раз в неделю, изредка и не нашлось таких, которые пользуются интернетом несколько раз в месяц.
Ответы на вопрос, "С какой целью вы используете Интернет?" показали, что 29% родителей используют его для общения; 26% – для работы; 29% читают новости; 12% просто бродят по различным сайтам; и 4% играют в сетевые игры.
Из ответов на вопрос, "Где вы пользуетесь интернетом?" четко видно, что в основном родители пользуются им дома – 71%, а также некоторые пользуются им на работе – 25 %; 4 % опрошенных пользуются интернетом в другом месте.
Подсчитав результаты ответов на вопрос " Какими компьютерными программами Вы пользуетесь?" мы выделили самые популярные: это Microsoft Office – используют33%; Paint – 8% опрошенных; прибегающих к помощи Movie Maker – нет; программа ICQ установлена у 2% опрошенных; Skype – 29%; 28% родителей пользуются различными специализированными программами.
Таким образом, проведенное констатирующее показало, что родители достаточно активные и уверенные пользователи интернета; свободно владеют основными компьютерными технологиями; имеют доступ в интернет как дома, так и на работе, что дает педагогу возможность не устанавливать временные рамки в общении с ними. Родители заинтересованы в применении педагогом компьютерных технологий для взаимодействия.
Важно отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.
Создание компонента взаимодействия с родителями на основе ИКТ-технологий - инновационный ресурс, который позволяет оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширяет возможность оказания различным категориям семьи своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения [6].
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" впервые за многие десятилетия признал, что "родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий [8].
Литература:
1. Абрамова О. С. Педагоги и родители — творческий тандем. https://doshkolnik.ru
2. Ефимова О. С. Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями. https://www.moi-detsad.ru
3. Лидневская Т. А. Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада https://sdo-journal.ru
4. Попова Е. В. Организация работы с родителями в современном ДОУ через информационно-педагогические уголки. https://festival.1september.ru
5. Севастьянова Н. Ю., Сычева Е. Е., Лигай Арина. Модель виртуального взаимодействия с семьями воспитанников https://gdou93.ru
6. Тютюнник Е. Г. Возможности использования икт-технологий во взаимодействии доу с семьями воспитанников. https://virtualtaganrog.ru
7. Чабан О. Е. Планирование работы по инновационной форме взаимодействия ДОУ с семьей. https://pedsovet.su
8. Важнина В. А. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей https://www.moi-detsad.ru