Мария Александрова
Вовлечение семей воспитанников старшей группы непосредственно в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, как подчеркивается в современных законодательных и концептуальных документах, являются первыми педагогами ребенка. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте», – указывается в Законе «Об образовании» (ст. 18).
Семья – это естественная и наиболее благоприятная среда для развития ребенка раннего возраста, отмечают психологи (Эльконин Д. Б., Галигузова Л. Н. и др.) . Но зачастую, по мнению Л. Н. Павловой (и я абсолютно с этим согласна, матери настолько устают от однообразия домашней жизни, хозяйственно-бытовых проблем, что оказываются близкими к нервным срывам. Многие семьи не справляются с воспитательными функциями, потому что среди «семейных» детей раннего возраста в три раза чаще (в сравнении с воспитанниками дошкольных учреждений) встречается задержка психического развития, обусловленная педагогической запущенностью. Поэтому острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности родителей.
Публикация «Вовлечение семей воспитанников старшей группы непосредственно в образовательный процесс» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Под образованием родителей мы понимаем обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе.
Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является для нас важным направлением нашей деятельности. Наше взаимодействие с родителями позволяет совместно выявить, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Мы считаем, что правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Такое сотрудничество позволяет осуществить изучение обеими сторонами воспитательных возможностей, совместное выявление достижений и трудностей в воспитании ребёнка, а также совместную проектную деятельность в контексте актуальных проблем воспитания.
Внимательное отношение педагога к связям «родитель – ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Гармоничное эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса к материальному миру, усвоению форм взаимодействия с окружающими.
Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. В нашей группе участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
Педагогические исследования в нашей группе показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% — изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% — родительские собрания и 95% отдают предпочтение индивидуальным консультациям со специалистами. Из предложенных форм работы центральное место в нашей группе занимают практические занятия детей вместе с родителями.
Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее. Именно взаимодействие родителя с ребенком, организуемое нами - педагогами, становится ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности, позволяя не только ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации педагогическую информацию, но и обеспечивая необходимый для ее принятия и освоения эмоциональный фон.
Совместные занятия родителей и детей организуются таким образом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям.
При этом формируется новое — коллективное — мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знакомство родителей и детей между собой.
Неформальные отношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей.
Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития дошкольников. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности ребенка в домашней обстановке.
В совместной деятельности дети могут осуществлять такие действия:
• двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)
• предметные (с дидактическими игрушками и материалами)
• манипулятивные (с природными материалами)
• игровые (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-констяуктивная игра)
• изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)
• коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)
Родители на совместных занятиях также реализовывают действия :
• учебные (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)
• педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
• рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий)
• изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком)
• коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)
На фоне совместной с взрослыми (позднее – самостоятельной) деятельности детей мы ведем непринужденный разговор с родителями о задачах и содержании предстоящего занятия. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств (родители самостоятельно просматривают подготовленные для них мини-презентации) .
Внесение игрового персонажа, позволяющего привлечь внимание всех детей к одному объекту, является началом основной части занятия, которая включает в себя:
• чтение стихотворения о персонаже;
• организацию совместных конструктивных действий;
• выполнение музыкально-ритмических движений;
• проведение дидактического упражнения (направленного на развитие восприятия и речи детей)
• организацию изобразительной деятельности – рисования;
• продолжение дидактического упражнения;
• организацию аппликативных действий (как дополнение рисунка) ;
• выполнение музыкально-ритмических движений;
• повторное чтение стихотворения (потешки).
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Наша «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Наша цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Разнообразные формы работы с родителями в нашей группе содержат образовательные области :
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.