Наталья Емец
Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие "инвалид"во все времена означало "непригодный к деятельности",а для государства,которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства,они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том,что взгляд на детей,имеющих жизненные ограничения,менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условно выделяют 3 этапа:мистический,наивно-биологический и научный,сопоставление которых позволяет глубже понять тенденцию развития отношений общества к людям с ограниченными возможностями.
Публикация «Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первый этап включает в себя период от древнейших времен вплоть до XVIIIвека.
Сведения об этом периоде мы находим в легендах,мифах,пословицах,сказках,других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели,прежде всего,огромное несчастье человека,к которому относились с суеверным страхом и состраданием. Наряду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том,что люди с дефектами,например,слепые,обладают мистическими силами,им якобы доступно особое духовное знание и видение.
Второй этап начинается с эпохи просвещения(XVIII в.).В этот период средневековые мистические представления и предубеждения уходят в прошлое,уступая место бурно развивающейся науке,накоплению знаний в различных областях,полученных на основе опыта,эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате органов чувств. Согласно этому воззрению,выпадение одной из функций восприятия,недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако исследования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же во взглядах на ребенка,имеющего жизненные ограничения,был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков людей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля,что позволило открыть незрячим доступ к культуре и социальной жизни.
Начало третьему,научному этапу в понимании психологии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам,если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей работой,то центральная нервная система и психический аппарат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа.
Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами,а также повышенные дозы жалости и внимания создают для них не только жизненные неудобства,но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению,нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность,таким образом,не реализуется.
Таким образом,социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени,финансовых ресурсов,дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни.
Не менее важной является проблема,связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам,имеющим инвалидность. Печать,радио,телевидение,прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям,оказавшимся из -за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности,возникающее у них в связи с непониманием их проблем,мешает им жить,пользоваться возможностями человеческой жизни,а у детей формируются качества,не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.