Папки-передвижки

Открытый урок по развитию речи в подготовительной группе «Мир поговорок и пословиц»

Суслова Юлия Владимировна
Открытый урок по развитию речи в подготовительной группе «Мир поговорок и пословиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Мир поговорок и пословиц»

Цель:

• закрепление знаний детей о пословицах и поговорках.

• формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству.

Публикация «Открытый урок по развитию речи в подготовительной группе „Мир поговорок и пословиц“» размещена в разделах

• продолжать обогащать словарный запас и активизировать речь

• учить выслушивать мнение товарищей

развивать речевую и познавательную активность детей

развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность

• воспитывать интерес к поговоркам и пословицам.

• формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа:

• чтение поговорок и пословиц

• заучивание наизусть

Ход занятия

Воспитатель Дети давайте встанем с вами в круг. Я буду бросать вам мячик и называть предмет, а вы должны будете вернуть мне мяч и назвать этот предмет ласково. (стол, карандаш, ложка, кукла, мяч, машина итд.)

Молодцы, а теперь присядем на стулья. И внимательно послушайте меня.

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные, важные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.

Каждая пословица может чему-то научить или наоборот

Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем.

Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.

О чем бывают пословицы?

Ответы детей. О дружбе, о труде, о Родине,об уважении.

Воспитатель давайте вспомним пословицы. Не забываем поднимать руку перед ответом. (Дети по очереди поднимают руку и рассказывают пословицы)

-Нет друга, ищи – нашёл, береги.

- Сам пропадай, а товарища выручай.

- Для друзей пироги – для врагов кулаки.

- Человек без друзей – что дерево без корней.

- Живи не скупись, с друзьями делись.

- Береги землю родимую – как мать любимую.

- Кто за Родину горой – тот и герой.

- С родной земли – умри не сходи.

- Расставшись с другом, плачут семь лет.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Глаза бояться, а руки делают.

Живы родители почитай, померли – поминай.

- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.

- Отца и матерью почитать – горя не знать.

Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы вы много знаете пословиц и поговорок, а чтобы их закрепить и узнать новые я вам предлагаю выполнить следующие задания. Давайте поиграем с вами в игру «Вспомни пословицу» Посмотрите все на экран. (появляются слайды с картинками)

Вам необходимо восстановить пословицу по двум картинкам. Смотрим внимательно.

1. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

2. Дело – мастер (Дело мастера боится)

3. Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья)

4. Дело – потеха. (Делу – время, потехе – час.)

5. Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом)

6. Тише – дальше. (Тише едешь – дальше будешь)

Воспитатель С этим заданием вы справились очень хорошо, послушайте следующее задание

«Скрытый смысл»

Нужно объяснить значение предложенных пословиц и поговорок.

Воспитатель Заблудился в трёх соснах

Ответ детей (Не суметь разобраться в чём – нибудь простом, несложном; не суметь найти выход из небольшого затруднения.)

Воспитатель Обещанного три года ждут.

Ответ детей (говорят в шутку, когда не верят в чьи- то обещания или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое время)

Воспитатель. Жить в четырёх стенах.

Ответ детей (Жить, не общаясь ни с кем. Пребывая в одиночестве, не выходя из дома)

Воспитатель. Старый друг лучше новых двух.

Ответ детей (Говорят, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга)

Воспитатель давайте с вами отдахнем и сделаем пальчиковую гимнастику

МАЛАНЬЯ

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев)

Все без бровей (Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)

Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)

Воспитатель А теперь послушайте такую историю.

Чтение рассказа «чудный день», иллюстрирующего пословицу

В деревне Понарошкино жила –была бабушка. Была у нее внучка Аленушка и коза Нюрка. Пошли бабушка с внучкой в лес по грибы да ягоды и Нюрку хотели взять с собой. А козе так уж сильно идти не хотелось. Пришлось оставить ее дома. В лесу хорошо: птички поют, ягод, грибов видимо не видимо. набрали полные лукошки бабушка с Аленкой. Наварили с ягод вкусного варенья, с грибами испекли пирог, сели чай пить и рассказывать Нюрке, как весело и быстро прошел день. А козе и поделиться не чем. У нее день тянулся долгим и скучным. Загрустила Нюрка и призадумалась…

Скучен день до вечера, коли делать не чего.

Воспитатель Что означает эта последняя фраза?

Ответ детей

Вочпитатель Молодцы ребята, вы хорошо постарались и каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.

А сейчас пройдите к столам, там у вас лежит пластелин. Давайте слепим грибы и ягоды и сложим их вот в эти лукошки.

Заключительная часть

Воспитатель Дети что вам сегодня запомнилось и сегодняшнего занятия?

А что вам понравилось больше всего?

А что не понравилось?

Публикации по теме:

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Мастер-класс по созданию книжки-малышки «Прыказкi i прымаукi» на белорусском языке ко Дню пословиц и поговорокМастер-класс по созданию книжки-малышки «Прыказкi i прымаукi» на белорусском языке ко Дню пословиц и поговорок Пословицы и поговорки (прыказкi i прымаукi) - это не только замечательный дидактический материал для развития речи, но и средство развития.

Открытый показ НОД по познавательно речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группеОткрытый показ НОД по познавательно речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц. Задачи: Образовательные: - Закрепить и расширить словарь.

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия» Разработка открытого урока Тема урока: Австралия: образ материка. Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы.

Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга)Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга) Цель занятия: Повторение таких слов,как "радуга","цвета радуги". Закрепление умения работы с гуашью и кистью. Материал для занятия: Поастиковые.

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по развитию речи в подготовительной группе «Мир поговорок и пословиц»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 06:50
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по развитию речи в подготовительной группе «Мир поговорок и пословиц»» (включая файлы) размещена пользователем Суслова Юлия Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД