Кузнецова Наталья
Открытый урок русского языка в 6 классе «Правописание букв Н — НН в именах прилагательных, образованных от существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок в 6 классе, посвящённый памяти Заслуженного учителя РФ Никитиной Е. И.
Тема: «Правописание букв Н — НН в именах прилагательных, образованных от существительных».
Цели урока :
1. Образовательные : познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в
именах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в
суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.
2. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,
Публикация «Открытый урок русского языка в 6 классе „Правописание букв Н — НН в именах прилагательных, образованных от существительных“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать
творческие способности учащихся, умение учащихся самостоятельно добывать знания,систематизировать и применять их на практике.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине,
природе, чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,
умение оценивать результаты работы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
предметные УУД: формировать умение выбирать н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных,
умение использовать морфемно -словообразовательный анализ при выборе н или нн в отыменных прилагательных.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Вы знаете, что наш Симбирский край богат талантами. Здесь родились такие известные люди, как историк Карамзин, писатель Гончаров, поэт Минаев. Но кроме людей искусства, нашими земляками являются и многие учёные. Одним из таких людей была Никитина Екатерина Ивановна, учёный, лингвист, автор многих пособий по русскому языку.
Сообщение ученика о Никитиной Е. И.
(Никитина Екатерина Ивановна родилась 23 августа 1923 г. в с. Козловка (ныне Майнского района Ульяновской области). Педагогическую деятельность начала в 1946 г., работала учителем русского языка и литературы в школах Ульяновска. С 1963 г. преподавала в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И. Н. Ульянова. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию «Связный текст на уроках грамматики как средство развития связной речи учащихся». Автор многих учебников и учебных пособий по русскому языку. Награждена медалью К. Д. Ушинского, орденом Трудового Красного Знамени, Большой Золотой медалью ВДНХ. В 1994 г. Е. И. Никитиной присвоено звание профессора. Занесена в Золотую Книгу Почёта Ульяновской области. Скончалась 18 февраля 2006 г. в Ульяновске).
3. Проверка теоретических знаний. Языковая разминка. Выборочная проверка домашнего задания.
* Продолжите предложения:
-Имя прилагательно-это часть речи, которая обозначает….
- Имя прилагательно-это часть речи, которая отвечает на вопросы….
-Имя прилагательное изменяется по…
-В предложении имя прилагательное является…
3. Объяснение нового материала.
На доске опорная запись:
н нн
1.-ан, -ян, -ин
Песчаный
Серебряный
Гусиный 1.-онн, -енн
Революционный
Торжественный
2. если основа существительного оканчивается не на «н»
зимний 2. если основа существительного оканчивается на «н» (стык морфем)
Чугунный
исключение исключение
*Как вы думаете, какую орфограмму мы сегодня будем изучать? (н-нн в прилагательных)
*От какой части речи образуются имена прилагательные? (от существительных)
*Как будет звучать тема нашего урока? (правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных)
*Сформулируйте цели нашего урока. (познакомиться с условиями написания н-нн в прилагательных, образованных от существительных; уметь находить, выделять и объяснять орфограмму)
*Попробуем произвести словообразовательный анализ
н
песчаный=песок +ан + ый
серебряный= серебро +ян +ый
гусиный = гусь +ин +ый
зимний = зима +н +ий
нн
революционный =революция +онн +ый
торжественный = торжество +енн +ый
*Самостоятельно прочитайте § 64 и скажите, о чём мы не сказали? (слова-исключения)
*Обратить внимание, что в прилагательных свиной, юный, бараний, румяный и т. п. «н» относится к корню;
Следует различать прилагательные масляный и масленый
-маслЯный образовано от существительного масло с помощью суффикса –ян (масляные краски-разведённые на масле, масляный насос-работает на масле,
-маслЕный образовано от глагола маслить с помощью суффикса –ен (масленые руки-испачканные маслом, масленая каша-пропитанная маслом)
* Сделаем вывод: когда в прилагательных, образованных от существительных, пишется н-нн?
Знакомство с алгоритмом.
Алгоритм
написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
1. Определи, от какой части речи образовано прилагательное
От существительного
да
2. Определи, какой суффикс прибавлен к основе
-онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин
да да
пиши –нн- пиши -н-
исключение: исключение:
ветреный оловянный, стеклянный,
(но безветренный) деревянный
4. Закрепление.
а) Объяснительный диктант. (Орфографический анализ предложений)
1. Вместо каменных мостовых и асфальта тянулись плохие грунтовые дороги.
2. Серебряный туман пал на окрестность.
3. После короткой оттепели жёсткие морозы затянули снег ледяной плёнкой, и вся степь сияла ровной желтизной.
4. В прохладном безветренном воздухе уже чувствуется приближение зимы.
5. В пригородном посёлке был смотр художественной самодеятельности.
б) Буквенный диктант. (1ч-к на закрытой доске). Взаимопроверка.
1. деревянный
2. дровяной
3. муравьиный
4. торжественный
5. туманный
6. ветреный
7. старинный
8. организационный
9. дивизионный
10. песчаный
в) Физминутка
Слово учителя.
Никитина Е. И. уделяла большое внимание развитию речи. Она считала, что на каждом уроке необходимо работать со связным текстом. Такую работу мы сейчас и проведём.
г) Работа со связным текстом.
Серебряная сказка.
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!
Ночами лу (н,нн)ый свет колдует над со (н,нн)ым лесом, над белыми полями, звери (н,нн)ыми тропами.
Пушистый иней всё вокруг делает торжестве (н,нн)ым. Травинки превратились в белые цветы, искусстве (н,нн)ые кружева. Шишки сосен напоминают ледя (н,нн)ые кудри великана. Берёзки кажутся таинстве (н,нн)ыми призраками.
Вечереет. Из-за леса появляется серебря (н,нн)ый щит луны.
Вопросы:
-Какова тема текста?
-Основная мысль?
-Определите стиль и тип речи.
-С помощью каких художественно-выразительных средств достигается красота текста?
Задание по тексту: выписать в две колонки прилагательные с н-нн. (2ч-ка на закрытой доске)
Подведение итогов урока
-Рефлексия
-Вспомним, какие цели мы ставили? Достигли мы их?
-Расскажите о правописании н-нн в прилагательных, образованных от существительных.
-Заполнение анкеты
Анкета.
1. На уроке мне было интересно/ скучно.
2. Тема урока для меня полезна/бесполезна.
3. Урок показался мне коротким/длинным.
4. За урок я устал/не устал.
5. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
-Определение своего психологического состояния (с помощью смайликов)
Задание на дом:
Написать сочинение-миниатюра на тему «Описание зимней природы», используя прилагательные с н-нн.