Татьяна Степанова
Открытый урок информатики по теме «Кодирование информации»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата:
Тема урока : Кодирование и преобразование информации. Практическая работа № 16 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор»
Цели урока : -закрепить знания об информационных процессах;
-знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации;
-формирование навыков декодирования зашифрованной информации и умений применять свои знания на практике;
Публикация «Открытый урок информатики по теме „Кодирование информации“» размещена в разделах
- развитие познавательного интереса у учащихся к предмету.
Задачи урока :
Познавательные задачи урока :
закрепить знания об информационных процессах;
обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
сформировать общие представления о роли кодирования информации.
Показать различные виды кодирования.
Выявить преимущества известных видов кодирования информации.
Регулятивные задачи урока :
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т. ч. в своём задании);
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ.
Коммуникативные задачи урока :
- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста);
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Личностные задачи урока :
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока : урок освоения новых знаний
Планируемые учебные результаты:
Предметные: сформировать общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.
Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, компьютерный практикум
Образовательные ресурсы: учебник, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- репродуктивный.
Технологии, применяемые на уроке :
• Технология «Обучение в сотрудничестве».
• Здоровьесберегающие технологии.
• Информационно–коммуникационные технологии.
Оборудование:
Учебник 5 класса «Информатика и ИКТ» Л. Л. Босовой, проектор, компьютер.
Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в парах.
Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 5 класс. ФГОС.
Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
2 Мотивация учебной деятельности учащихся На доске зашифрована тема урока
- дети читают тему и пытаются её разгадать Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой
информации;
-применение методов информационного поиска
Личностные УУД:
- развитие грамотной речи
3 Актуализация знаний. Формулирование темы и целей -Назови виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику;
- Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?
-Преобразуй звуковой сигнал в числовую и текстовую формы.
-Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?
-Преобразуй сигнал в текстовую форму ;
-Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?
-Тема урока :
- Что мы должны узнать на уроке? - звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие;
- слушают звуки будильника и делают вывод, о значении сигнала – пора вставать;
- 1 ученик пишет на доске время и текст «Пора вставать»;
- смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь»;
- 2 ученик пишет слова на доске;
- кодирование;
-«Кодирование информации»;
- что такое код и как кодировать информацию; Регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
Познавательные УУД:
-актуализация сведений из личного опыта;
-формирования навыков преобразования информации;
-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;
Личностные УУД:
- умение структурировать знания;
- применять навыки кодирования на практике
Коммуникативные УУД:
- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;
4-5 Первичное усвоение новых знаний + первичная проверка понимания - Прочитай в учебнике определение и расскажи устно с. 47;
-Рассмотри картинки – подсказки и расскажи о кодах, которые встречаются в повседневной жизни;
-Как называется набор символов для кодирования текстовой информации?
-Как читают слепые люди?
-Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде.
-Отгадай правило кодирования информации человеком и узнаешь скороговорку (разгадывать не обязательно, только указать на необходимость использования таблицы)
- Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.
- Выполни задания и узнаешь о способах кодирования информации :
-читают информацию определение, пересказывают;
- рассматривают картинки и делятся жизненным опытом;
-алфавит;
- с помощью азбуки Брайля;
- смотрят видеоролик, запоминают;
- дети сразу затрудняются ответить, но должны догадаться, что все буквы алфавита пронумерованы по порядку и делают вывод, что нудна кодировочная таблица;
- работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический;
6 Первичное закрепление Выполни заданий на карточках Задания на каточках Личностные УУД:
-развитие логического мышления
7 Физминутка Эмоциональная разрядка Эмоциональная разрядка Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
8 Компьютерный практикум
По рабочей карте «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор» По рабочей карте «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор» Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах,
- развитие диалогической речи
9 Запись домашнего задания. • По учебнику страница 46-49
• Зашифруйте при помощи азбуки Морзе:
- Свою фамилию
- Название любимого блюда. Работа с дневниками Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
10 Итоги урока, рефлексия Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу? Работа с дневниками Личностные УУД:
--рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности