Шаповалова Светлана
Открытый урок «Наше условие — долой сквернословие» в 7–8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок
" Наше условие – долой сквернословие"
Цели:
• Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия.
• Обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.
• Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и его пагубном влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
Публикация «Открытый урок „Наше условие — долой сквернословие“ в 7–8 классе» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. На доске написаны слова: нечистота, грязь, гниль, скверна, нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, лексика «телесного низа».
- Ребята, мы сегодня поговорим c Вами на очень острую и важную тему, тему проблемную, сформулировать которую необходимо вам самостоятельно. Посмотрите на доску и все слова, которые вы видите, объедините одним определением. Как мы назовем все то, что написано на доске одним словом?
Сквернословие
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Это действительно тема нашей беседы, в конце которой мы постараемся ее (эту тему) перефразировать таким образом, чтобы она выражала наше мнение к этому явлению.
На доске цветы и жухлые листья, два дерева: зеленое и серое.
Я предлагаю вам прослушать аудиозаписи и сказать мне, с какими картинками ассоциируется у вас то, что вы услышали.
Запись стихотворения «Травка зеленеет, солнышко блестит», которое первоклассник не может выучить.
Что можно сказать об этом сюжете, который развеселил вас?
Ответы учащихся
Обобщаем, подводим итог
Во-первых, налицо проблема с запоминанием не сложного и к тому же написанного в стихотворной форме текста. Во-вторых, неудача ребенка, его досада и злость выражаются в нецензурной форме.
C чем ассоциируется такая речь? Вот с такими цветами или вот с такими колючками? На каком дереве могут расти эти колючки? На вот таком зеленом или на вот таком сером?
Ответы учащихся
Обобщаем, подводим итог
На вот таком белом безжизненном практически мертвом. Ну, вот давайте и оденем наше дерево в эти листья. Оно будет символом нашей темы.
Каждый ученик прикрепляет к дереву колючку или жухлый лист, тем самым обозначая свою точку зрения, выражая своё мнение.
слайд
Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.
слайд
Если раньше матерщина была главным образом специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.
Как и когда возникло сквернословие? На этот вопрос я попрошу ответить наших журналистов, которым было дано задание найти материал по обсуждаемому вопросу.
2. История возникновения сквернословия.
Слайд
Первый журналист
История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.
Слайд
Второй журналист
Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека.
Слайд
Третий журналист
Мат пробуждает в подсознании человека доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем, и наконец, ломается сама жизнь.
Слайд
Четвёртый журналист
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
Считается, что мат - это славянская традиция. Господа историки, прошу ответить Вас, так ли это?
Первый историк
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Слайд
Второй историк
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Слайд
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.
Слайд
Третий историк
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
3. Практическая работа
Каковы причины, побуждающие человека сквернословить? Вопрос к студии. Давайте проведем блиц опрос, в ходе которого вы сами назовёте причины, побуждающие человека сквернословить.
У каждого на руках раздаточный материал (брошюра). В буклете на первой стороне напечатаны тезисы. Зачитываем и, если согласны, ставим 1, если нет- ничего не ставим
- Плохое воспитание
- Низкий уровень культуры
- Нехватка словарного запаса
- Неумение говорить по-другому
- Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему
- Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия
- Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к «своим»
- Скверный характер, вредные привычки
- Неуважение, унижение
- Отсутствие внутреннего самоконтроля
- Для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях
- Неправильная трактовка понятия «свобода слова».
Назовите эти причины. Объективны ли они и можно ли контролировать ситуацию, чтобы не прибегать к нецензурным высказываниям?
Ответы учащихся
Обобщаем, подводим итог
4. Опасно ли сквернословие?
Если не обращать внимание на воспитание человека, не разъяснять ему что такие слова произносить нельзя, то сквернословие прочно войдет в обиход человека и станет нормой общения. Но человек может задать совершенно справедливый вопрос: «Ну и что? Что такого в том, что я произношу бранные слова? Я не умру от этого, не произойдет никакая катастрофа». Так ли это? Так уж безопасно сквернословие? Нет. Произношение бранных слов влечет за собой тяжелые последствия.
Слово приглашённому медицинскому работнику.
Сквернословие стало "нормой" для современного человека. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
Откройте вторую страницу вашего буклета и прочтите перечисленные последствия употребления мата.
• Культура речи деградирует.
• В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов.
• Это уничтожает достоинство человека
• Это ограничивает и унижает человека.
• Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей.
• Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь и деятельность
человека и делает его зависимым.
• Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок.
• Сквернословие опасно. За сквернословие можно получить статью, физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения.
Кроме этого мат влияет на физическое состояние организма.
Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.
Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния при упорном (положительном или отрицательном) воздействии через какое-то время становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и изменение собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни!
Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу со множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.
С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит
5. Проникновение мата в жизнь человека
Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
6. Нужно ли бороться со сквернословием и как?
Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию?
Какие же пути борьбы со сквернословием были предложены? Откройте третью страницу буклета и по примеру первого оценочного теста проведем и второй. Если вы согласны с утверждением поставьте цифру 1.
• Повышение общего уровня грамотности и культуры.
• Глубокое изучение русского языка и литературы.
• Воспитание любви к людям.
• Ужесточение законов, штрафы, цензура.
• Воспитание примером в семье с малых лет.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Делать замечания друг другу.
• Наказывать хамов презрением.
7. Как борется с матом закон.
Слово приглашенному сотруднику ПДН
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
8. Заключительная часть.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. А какая же речь может быть спасительной или оздоравливающей?
Слушаем стихотворение Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка»
А эти слова ассоциируются у вас с вот таким деревом, которое на нашей доске? Нет. А как оно должно выглядеть? Цветущим, готовым дарить плоды. Давайте теперь его «переоденем».
Подводя итоги нашего мероприятия, хотелось бы процитировать выдержку из стихотворения Вадима Шефнера. Мне хотелось бы, чтобы эти строки заставляли вас помнить о силе слова
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Буклет, который сегодня сопровождал нашу беседу и помогал в работе, вы можете оставить на память и периодически перечитывать содержащуюся в нем информацию.
И вместе давайте перефразируем тему нашего сегодняшнего мероприятия так, чтобы в ней отражалось отношение к такому явлению, как сквернословие
Ответы учащихся
Обобщаем, подводим итог
Наше условие - долой сквернословие
Слайд – тема на экране