Трухина Анна Георгиевна
Открытый показ по ФЭМП в средней группе «Путешествие к королеве математике»
Открытый показ
По сенсорному воспитанию и формированию элементарных математических представлений
На тему: «Путешествие к королеве
математике»
в средней группе №6
Воспитатель: Трухина. А. Г.
Дата проведения: 15 ноябрь
МСДОО № 37 «Колокольчик»
.
Программное содержание:
Публикация «Открытый показ по ФЭМП в средней группе „Путешествие к королеве математике“» размещена в разделах
Связь с образовательными областями:
1. Физическое развитие и формирование здорового образа жизни:
- развивать общую и мелкую моторику
- поддержать положительный настрой на выполнение во время физ. минуток
- развитие согласованности движений с речью
2. Речь, общение, навыки чтения и письма:
- развитие навыка использования в речи математических терминов
- развитие слухового внимания
- умение высказываться и обосновывать свои суждения
- развитие интонационной выразительности
- развитие умения вступать в речевой контакт, отвечать на вопросы взрослого
3. Социально – эмоциональное развитие:
- формировать способность сохранять внимание во время занятий, высказывать своё мнение
- применение эмоционального речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности
- формирование выполнять задание взрослого, способности сохранять внимание
- формирование умения принимать на себя определённую роль, высказывать своё мнение, проявлять свои чувства
- умение проявлять настойчивость в достижении результата
4. Познавательное развитие:
- продолжать формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности
- закрепить навыки счёта в пределах 5
- упражнять в умение сравнивать две группы предметов и уравнивать их на основе счёта
- совершенствовать умение сравнивать предметы по величине
- развивать пространственное представление о направлениях:
слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу
- продолжать учить детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами
- закреплять название геометрических фигур, выделять их сенсорные свойства (цвет, величина)
- расширять представление детей о частях суток, их последовательности, деятельности людей характерной для определённой части суток
- развивать логическое мышление, память, внимание, выдержку
5. Творческое развитие:
- развитие у детей творческие способности, умение видеть красоту в окружающем пространстве, развитие творческого и логического мышления
- развитие фантазии, воображение
- развитие умения замечать красоту окружающего мира
Центры по программе «Илк кадам»
Д/ игры:
Использование новых пед. технологий:
Ход игровой деятельности:
В группе стоят три домика – теремка.
В первом, маленьком живут лисята.
Во втором, побольше, живут зайчата.
В третьем, большом домике живут медвежата.
В-ль стучится в первый теремок:
«Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок» (стучится)
Кто – кто в теремочке живёт?
Выходят лисята – дети: «В теремочке мы живём - лисята»
Воспитатель здоровается, приглашает лисят погулять.
В-ль: «Лисята, смотрите, здесь ещё один теремок. Интересно, кто в нём живёт? Иди лисёнок, постучи, спроси, кто живёт во втором теремочке?»
Ребёнок – лисё нок стучится в теремок: «Кто – кто во втором теремочке живёт?»
Во втором теремочке: «Мы зайчата.»
Лисё нок: «Зайчата, идёмте гулять.»
В-ль: «Вот и третий теремок. Иди зайчонок, постучи в теремок.»
Ребёнок – зайчонок: «Кто – кто в третьем теремочке живёт? Кто – кто в самом большом живёт?»
Дети в третьем теремке «Мы медвежата»
В-ль: «Идёмте с нами гулять. А теперь давайте поприветствуем друг – друга.»
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг – другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся -
Доброе утро!
Д/И. «Назови соседей». (Ориентировка в пространстве)
В-ль: Муродхон, скажи, кто стоит слева от тебя, а кто – справа?
(ребёнок называет соседа справа и слева. Аналогично о своих соседях рассказывают ещё 3-4 ребёнка).
В-ль: А теперь повернитесь друг за другом. Расскажите о том, кто стоит впереди и позади нас.
Ребё нок: Впереди меня стоит Сардор, позади меня стоит Далер. (Аналогично ещё 3-4 ребёнка рассказывают о своих соседях).
Д/И. «Части суток». (Ориентировка во времени)
В-ль: Посмотрите какие интересные картинки. Что это за картинки?
Ребё нок : «Это части суток. Утро, день, вечер, ночь».
В-ль: Расскажи про эту часть суток (в-ль показывает на картинку «Утро»)
Ребё нок: «Это утро. Утром просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем, идём в детский сад».
Ребё нок: «Это день. Днём мы занимаемся, играем, обедаем, гуляем».
Ребё нок: «Это вечер. Вечером мы уходим из детского сада домой. Дома смотрим телевизор, играем, готовимся ко сну».
Ребё нок: «Это ночь. Ночью, мы спим. Везде темно. На небе горят звёзды, светит луна».
Воспитатель меняет картинки, дети исправляют. Сначала утро, за утром день, вечер и ночь. (части суток исправляют 2-3 ребёнка).
В-ль: «А теперь пойдём в гости к королеве Математике»
(Дети-зверята вместе с воспитателем идут мимо огорода, где растут морковь и огурцы). Чей же это огород, в огороде что растёт? Зайчата: «Это наш огород».
Физ. минутка. «Огород».
Есть у нас огород
Посмотрите что растёт,
Есть морковка, огурцы - вот такой длины,
Тыква тоже хороша, вот такой – вот ширины,
Помидор круглый- нет углов и нет сторон.
Урожай мы соберём.
И домой всё увезём.
В-ль: «Давайте пойдём к зайчатам в гости, посмотрим на урожай».
Д/И «Перейти речку» (величина)
В-ль: «Пойдёмте, но у нас на пути речка. Чтобы речку нам пройти, надо перекинуть через речку мостик. Вот здесь есть три дощечки, посмотрите, какая из дощечек может быть мостиком». (перед детьми три дощечки разной величины). Воспитатель предлагает ребёнку одну из дощечек. Эта дощечка может быть мостиком? Давай проверим. (ребёнок накладывает дощечку на «Речку».
Ребё нок: Нет, эта дощечка самая короткая, не достаёт до берегов, она не сможет держаться и уплывёт. (воспитатель берёт вторую дощечку).
В-ль: А эта дощечка может быть мостиком, Кахрамон? (ребёнок накладывает дощечку на «Речку»).
Ребё нок: Эта дощечка не может быть мостиком. Она только достаёт до берега, но держаться не будет. Мостик не получится.
В-ль: Тогда проверим третью дощечку. Что можно сказать про её длину.
Ребё нок: Эта дощечка самая длинная.
В-ль: Посмотри, Миран, может ли получиться мостик из этой дощечки? (ребёнок накладывает дощечку на «речку»).
Ребё нок: Это дощечка самая длинная. Она заходит на оба берега и крепко держится. Из этой дощечки получится мостик. (Дети за воспитателем проходят к огороду по мостику).
Д/И «Посчитаем» (количество и счёт).
В-ль: Посмотрите, сколько морковок выросло в огороде? (воспитатель предлагает одному ребёнку посчитать). 1,2,3,4. Всего четыре морковки.
В-ль: Посчитай огурчики.
Ребё нок: 1,2,3,4,5. Всего пять огурчиков.
В-ль: Чего больше? (огурчиков больше чем морковок на один).
Что нужно сделать, чтобы морковок и огурчиков стало поровну.
Ребё нок: Надо добавить одну морковку, или убрать один огурчик.
В-ль: Забирать огурчик у зайчиков мы не будем, давайте поищем, может где-то спряталась морковка? (дети находят морковку).
В – ль: Сколько теперь стало морковок? Асилбек, посчитай.
Ребё нок: Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять морковок.
В-ль: Сколько стало морковок и огурчиков, что можно сказать?
Ребё нок: Морковок и огурчиков стало поровну.
Ребё нок: Их стало одинаково.
Ребё нок: Сколько морковок, столько и огурчиков.
Ребё нок: Морковок и огурчиков стало по пять.
В-ль: Возьмите каждый по одной морковке.
Физ. минутка. Гимнастика для глаз. «Морковка». (дети проговаривают текст и выполняют движения).
Вверх морковку подними
На неё ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх-вниз, вправо-влево
Ай-да заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает.
В-ль: Зверята, а вы знаете, что если будет много дождей, речка может выйти из берегов и затопить огород. Тогда весь урожай пропадёт. Чтобы этого не случилось, давайте вокруг огорода построим забор из кирпичиков. Кирпичики будем выкладывать на длинную сторону, рядом друг к другу. (дети выполняют постройку)
В-ль: Молодцы, теперь урожай на огороде не пропадёт.
А мы с вами поиграем ещё в одну игру.
Д/И. «На что похоже». (геометрические фигуры)
В-ль: Мы собрали хороший урожай овощей. Посмотрите, на какую фигуру похож помидор?
Ребё нок: Помидор похож на круг.
В-ль: На какую фигуру похож огурец?
Ребё нок: Огурец похож на овал.
В-ль: А какой овощ похож на треугольник?
Ребё нок: На треугольник похожа морковка.
В-ль: Посмотрите овощи спрятались в геометрических фигурах (подходят и встают вокруг модуля, а это что за фигура?
Ребё нок: Это квадрат.
Давайте расскажем про геометрические фигуры. Послушайте как я расскажу: Это овал. Овал жёлтого цвета. У овала нет углов. Он может катиться. Теперь вы расскажите про другие фигуры. (дети по очереди описывают круг, квадрат, треугольник)
В-ль: Фигурам понравилось с вами играть. Они ещё хотят поиграть с вами в прятки.
Д/и. «Какая фигура спряталась». (упражнение на внимание, память)
(проводится при помощи модуля или на столе)
В-ль: Посмотрите и запомните все геометрические фигуры. Теперь закройте глаза. (убирается одна из фигур).
Посмотрите, какая фигура спряталась (ответы детей).
(игра повторяется несколько раз).
В-ль: Молодцы, зверята. Теперь пойдём дальше. Встаньте друг за другом. Идём. (дети делают круг по групповой комнате и останавливаются перед столами).
Скажите, что у нас вверху, а что-внизу.
Ребё нок: Вверху- потолок, а внизу-пол. (отвечают 3-4 ребёнка).
В-ль: Правильно, вот мы и дошли до королевства, где живёт королева Математики.
(детей встречает кукла- королева Математики).
Кукла: Здравствуйте, зверята. Я знаю вы прошли длинный путь к моему королевству.
В-ль и дети: Здравствуйте, королева Математики.
Кукла: Вы наверное устали? Я приготовила вам много интересных игр. Садитесь за столы, поиграйте и отдохните. Вас ждут уже ваши друзья – зверята. ( Дети рассаживаются за столы: где сидит игрушка медвежонок-садятся медвежата, где сидит зайчонок – зайчата, где лисёнок - лисята).
На столах приготовлены различные дидактические игры: «Шнуровка», «Часы – части суток», «Геоконт», «Игровизор», «Сравни полоски по длине», «Пазлы», «Кубики Никитина», «Прищепки», «Карточки с морковками и огурчиками», «Геометрическая мозаика» и др.
Воспитатель даёт каждому ребенку установку что выполнять и как. Воспитатель помогает затрудняющимся детям словесно или практически показывает способ действия. Подходит к детям и спрашивает как он выполнил задание. Далее дети меняются местами.
В-ль: Молодцы, зверята. Поиграли, всё выполнили, а теперь немного потанцуем и пойдём обратно в детский сад.
Муз. физ. минутка. «Пятна, пятна». Релакс. пауза.
В-ль: А теперь после танца восстановим дыхание. Делаем глубокий вдох носом, и медленный выдох через слегка приоткрытые губы. (дети выполняют упражнение вместе с воспитателем 3-4 раза).
Давайте расскажем Королеве Математике чему мы научились, что делали и что узнали.
1. Мы играли, мы играли 5. Мы ещё в кругу играли
Утро, вечер, день называли. И соседей называли.
2. Мы ходили в огород Слева, справа, впереди
Где морковка растёт И конечно – позади.
Мы морковку собирали 6. Мы фигуры описали:
А потом её считали, Треугольник, круг, квадрат.
Посчитали огурцы С ними в прятки поиграли.
Вот какие молодцы. Это сделать каждый рад
3. Из кирпичиков забор 7. С математикой дружить
Строили мы ловко Мы не перестанем
Чтоб вода не залила Ещё больше будем знать
Огурцы с морковкой И умнее станем.
4. Чтобы речку перейти
Мостик нужно нам найти,
Мостик – длинная дощечка,
Перейти помог нам речку.
Вот и закончилась наша прогулка к Королеве Математике.
Сюрпризный момент. Угощение фруктами.