Дарья Великохацкая
Открытый показ ОД по речевому развитию по лексической теме «Мы читаем. С. В. Михалкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выразительно декламировать стихи. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. Совершенствование навыка слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Автоматизация и дифференциация всех поставленных ранее звуков. Профилактика нарушений письменной речи.
Публикация «Открытый показ ОД по речевому развитию по лексической теме „Мы читаем, С, В, Михалкова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Михалков С.В.
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческих способностей.
Воспитательные цели. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению
Оборудование: Мольберт, иллюстрации к стихотворению «Дядя Степа», карточки с наложенными контурами, предметные картинки (жезл, фуражка, шинель, сапоги, ботинки, перчатки, книжка, диван, ружье, мишень, карточки со слогами, мяч, кроссворд.
Предварительная работа. Беседа о творчестве С. В. Михалкова. Чтение стихотворений «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер». Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер». Разучивание отрывков из стихотворений: «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер».
Ход НОД
1. Организационный момент. (Сообщение темы НОД. Создание положительного эмоционального фона. Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.)
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними. Дети получают по одной карточке с наложенными контурами и проходят к столу.
Логопед. Сегодня мы будем говорить о творчестве Сергея Владимировича Михалкова и вспомним его стихотворения «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер». Рассмотрите предметы, нарисованные на карточках. Я прочту два отрывка из стихотворений о дяде Стёпе, а вы скажете, к какой их картинок они относятся.
Логопед помещает карточки на наборное полотно.
Лихо мерили шаги Брал в соловой дядя Стёпа
Две огромные ноги: Для себя двойной обед.
Сорок пятого размера Спать ложился дядя Стёпа -
Покупал он сапоги. Ноги клал на табурет.
Дядя Стёпа утром рано В складку форменные брюки,
Быстро вскакивал с дивана, Он в шинели под ремнем.
Окна настежь открывал, В шерстяных перчатках руки.
Душ холодный принимал. Якоря блестят на нём.
Чистить зубы дядя Стёпа
Никогда не забывал.
Логопед. Отлично! Вы угадали, какие отрывки надо прочитать. И прочитали замечательно. И раз вы так хорошо помните стихи о дяде Степе, скажите, почему его так уважали люди, любили дети? (Ответы детей.)
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, каким был дядя Степа.
2. Упражнение «Раздели на слоги и забери». (Совершенствование навыкаслогового анализа слов.)
Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки (жезл, фуражка, шинель, сапоги, ботинки, перчатки, книжка, диван, ружье, мишень).
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в стихотворениях «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер». Назовите их. Разделите названия этих предметов на слоги. По очереди подходите, выбирайте картинку и делите ее название на слоги. Посмотрим, кто наберет наибольшее количество картинок.
3. Упражнение «Для чего они нужны?». (Совершенствование синтаксической стороны речи - сложноподчиненные предложения.)
Логопед. Теперь выберите по одному предмету и расскажите, для чего нужен именно он.
Дети выбирают по одной картинке, остальные логопед убирает. Дети составляют сложноподчиненные предложения.
Жезл регулировщику нужен для того, чтобы регулировать движение.
Ружье нужно для того, чтобы стрелять по мишеням.
Диван нужен для того, чтобы отдыхать на нем.
Книга нужна для того, чтобы читать ее.
Логопед. Вы хорошо рассказали о том, для чего нужны выбранные вами предметы и старались правильно произносить звуки.
4. Игра «Скажи по-другому». (Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами).
Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Следующая игра называется «Скажи по-другому». Я буду говорить каким был дядя Степа, а вы будете подбирать похожие слова.
Дядя Степа был огромным … (высоким).
Дядя Степа был смелым … (отважным).
Дядя Степа был находчивым … (умным).
Дядя Степа был хорошим … (добрым).
Логопед. Молодцы! Повторите все слова, которые мы сказали о дяде Степе. (Дядя Степа был огромным, высоким, смелым, отважным, находчивым, умным, добрым, хорошим.)
5. Подвижная игра «Котята». (Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения всех, поставленных ранее звуков.)
Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
Вы послушайте, ребята, Идут по кругу, держась за руки.
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять. ^ Останавливаются. Встают лицом в круг.
Мы решали, мы гадали: Показывают правую ладонь, растопырив пальцы.
Как же нам котят назвать. Держатся за руки, покачивают руками.
Наконец мы их назвали: Ритмично хлопают в ладоши.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Загибают пальцы на обеих руках.
6. Пазлы "Дядя Степа" (16 частей) (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Профилактика нарушений письменной речи.)
Логопед вновь предлагает детям пройти за стол. Он помещает на мольберт иллюстрацию к стихотворению "Дядя Степа", а детям раздает пазлы.
Логопед. Достаньте фрагменты иллюстраций к стихотворению "Дядя Степа" и соберите точно такую же картинку, как та, что стоит на доске.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Дети собирают пазлы в конверты. Логопед убирает пособия.
7. Упражнение «Составь слова». (Совершенствование навыка составления и чтения слов.) Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены карточкисо слогами:
ка, ток, ре, мень, све, то, фор, ра, нец.
Логопед. Попробуйте составить из слогов названия предметов, упоминающихся в стихотворении «Дядя Степа – милиционер».
Дети составляют слова. Логопед предлагает поместить слова в столбик
8. Разгадывание кроссворда «Дядя Степа».
(Совершенствованиенавыков печатания и чтения.)
Логопед чертит на магнитной доске рядом со столбиком слов кроссворд.
Логопед. А теперь разгадайте кроссворд. Нужно вписать составленные вами слова в соответствующие строчки. Будьте внимательными, считайте клеточки в строчках и буквы в словах. Пишите слова правильно. Работайте дружно.
Дети выполняют задание. Логопед следит, чтобы все дети вписали хотя бы по одному слову и ставит точки над буквой Ё.
Логопед. Отлично. Вы дружно работали и справились с заданием. А теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Стёпа)
Логопед. Замечательно. Вы разгадали кроссворд и прочитали имя одного из любимых героев Михалкова.
9Упражнение «Подскажи словечко».
(Развитие речевого слуха, чувства рифмы.)
Логопед предлагает детям сесть на ковер.
Логопед. Последняя на сегодня игра называется «Подскажи словечко».
Шли из школы две подружки –
В белых фартуках болтушки.
В сумках – книжки и тетрадки,
А в тетрадках … (все в порядке).
Дядей Степою гордится
Вся милиция столицы;
Степа смотрит сверху вниз,
Получает … (первый приз).
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень … (важной нахожу).
10 Окончание НОД. (Оценка работы детей.) логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, и оценить работу друг друга.