Ольга Артемьева
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на транспорте»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: закрепление умения составлять предложения разных конструкций, в том числе по схемам и короткие описательные рассказы
Образовательные задачи:
1. Расширять и закреплять представления о транспорте.
2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций, в том числе по схемам.
5. упражняться в образовании уменьшительно-ласкательных форм.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие на транспорте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.
Воспитательные задачи:
Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.
Словарная работа:
шасси, иллюминаторы, военная техника, паром, каноэ, яхта
Индивидуальная работа:
Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы.
Оборудование и материалы:
Карта с отметкой маршрута, плакат с разными видами транспорта, плакат «Транспорт», правила поведения в транспорте (иллюстрации, иллюстрации – самолет, пароход, автомобиль, автобус; д/игра «Собери дорожный знак», д/игра «Почини технику», Песня – танец аудиозапись «Колесики – колесики и красивый руль»; вывеска «Веселые моторы», 2-3 картинки с изображением самолетов, мнемосхема «Опиши транспорт», для игры «Опиши транспорт»- картинки с изображением самолетов; Д/игра «Летает - не летает» (картинки с изображением различных видов транспорта, схемы предложений с водным транспортом, кубики белый, зеленый и синий, колонка, смайлы веселые и грустные по количеству детей, раскраски «Транспорт»
Предварительная работа: беседа о разных видах транспорта; рассматривание тематических альбомов «История транспорта», «Водный, воздушный, наземный, специальный транспорт», отгадывание загадок о транспорте, сюжетно - ролевая игра «Шоферы», «Перелет в теплые страны», «Скорая помощь», «Пожарные», «Полиция», проблемная ситуация «Игра на дороге», «Хулиган в автобусе», раскрашивание разных видов транспорта, лэпбук «Водитель».
Игровые методы и приемы: игра утреннего круга (орг. момент); путешествие по карте, выполняя задания; фонематическое упражнение «Насос»; дидактическая игра «Почини технику»; загадка; дидактическая игра «Собери дорожный знак»; песня – танец «Колесики – колесики и красивый руль»; составление описательного рассказа по мнемосхеме; игра малой подвижности «Летает - не летает»; словесная игра «Профессии»+ «Назови ласково»; дидактическое упражнение «Составь предложение по схеме»; подвижная игра «Белый, зеленый, синий»; рефлексия (выбор смайла); сюрпризный момент
Ход занятия:
1. Орг. момент
Дети заходят, здороваются с гостями.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
2. Создание мотивации к занятию
-Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.
-Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).
-Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт).
Воспитатель: Само слово «транспорт» означает перемещение (плакат «Транспорт»).
3. Постановка проблемной ситуации
-Значит, для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое, облегчать жизнь людей.)
-Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).
-Значит, зачем транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)
4. Основная часть.
Я предлагаю отправиться в путешествие на разных видах транспорта.
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним
правила поведения в транспорте (картинки - подсказки).
Что нужно человеку, который собирается путешествовать? (КАРТА, компас). У нас есть с вами карта, на которой отмечен путь, необходимый нам для преодоления. Давайте посмотрим по карте, на каких видах транспорта нам придется ехать? (карта с отмеченным путем по суше, по воде, по воздуху к Северному полюсу-следующая тема) Итак, в путь.
Посмотрите на карту. На каком виде транспорта мы можем начать путешествовать? (Маршрут нарисован по суше, значит можно поехать на автобусе)
Упражнение «Насос».
-Я вам предлагаю для начала путешествия накачать колеса. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.
Колеса накачаны.
Для начала путешествия нужно машину или автобус загнать в автосервис для проверки готовности транспорта к дороге.
Игра «Почини технику».
Мы с вами оказались в автосервисе. Сколько здесь поломанного транспорта!
Водители сильно жали на педали,
Развалился транспорт на детали.
Помогите, помогите
Транспорт из деталей соберите.
Хотите помочь отремонтировать технику? (Работа подгруппами. Дети, собирают картинки с разрезанным изображением транспорта. Затем составляют предложение о том, для чего нужен данный транспорт). Наш автобус в порядке. Можно ехать.
Послушайте загадку:
Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор, знает он, что я - (Шофер)
Шофер или, как еще его называют? … водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? (Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный.) Что он должен знать и уметь?
Воспитатель - Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения.
Авы знаете правила дорожного движения? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Собери дорожный знак»
(собрать знак и сказать, где в каких местах на дороге его ставят и, что он обозначает). А сейчас в путь:
Песня – танец «Колесики – колесики и красивый руль»
Внимание! На нашем пути горы. Как можно нам их преодолеть? (Перелететь)
На нашем пути открылась выставка транспортных средств “Веселые моторы”. Вы должны рассказать о самолете (детям по выбору предлагается картинка) и сделать ему рекламу по мнемосхеме: название; описать ее внешний вид, цвет. Назвать части. Для чего он предназначен. Например:
- Начну я с рекламы: Это пассажирский самолет. Он красный. У него есть кабина, крылья, двигатель, шасси (колеса у самолета, иллюминаторы (окна самолета, двери. Самолет перевозит пассажиров. Это пассажирский воздушный транспорт.
Самолет - это какой вид транспорта? Почему?
Разминка. Игра малой подвижности «Летает - не летает»
Ребята, я буду показывать картинки с изображением транспорта. Если на картинке изображен воздушный транспорт - вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет - топать ногами.
Молодцы.
А теперь вам такое задание.
Словесная игра «Профессии»+ «Назови ласково»
Я называю транспорт, а вам нужно ответить, кто управляет этой техникой? И назвать технику ласково.
Кто управляет машиной? - шофер, водитель, назовите машину ласково (машинка); ракетой? - космонавт; пароходом?- капитан; автобусом- водитель; поездом?- машинист; самолетом?- летчик.
Мы перелетели горы. Где дальше пролегает наш маршрут? Посмотрите по карте (по воде)
На чем можно двигаться по воде? Как можно назвать одним словом транспорт, который движется по воде? (водный) Назовите, какой водный транспорт вы знаете?
Чтобы нам дальше двигаться на корабле, нужно выполнить задание.
Дидактическое упражнение «Составь предложение по схеме» (схемы предложений с водным транспортом).
Подвижная игра «Белый, зеленый, синий».
- А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.
(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).
- Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)
Посмотрите, за игрой мы не заметили, как проехали весь путь до заданной точки.
5. Рефлексия. Итог
• Вам понравилось играть со мной?
• О чём мы сегодня говорили?
• Какое задание показалось вам самым интересным?
• Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите веселый смайл, а если грустное – грустный.
- Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.
6. Сюрпризный момент
- Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.