Елена Никитина
Открытое занятие «Юрий Васнецов. Художник-иллюстратор»
▼ Скачать + Заказать документы
. Васнецов – художник иллюстратор.
Цель: воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности; активизировать речь детей.
Использованные материалы: выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, портрет художника.
Публикация «Открытое занятие „Юрий Васнецов, Художник-иллюстратор“» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Ход занятия.
С самого раннего возраста мы радуемся книгам (показать, их обложкам, красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика.
Итак, в некотором царстве, в нашем государстве жил был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказкой, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость.
Юрий Васнецов родился в 4 апреля 1900 года в семье священника в старинном городе Вятка (сейчас Киров). Вся вятская губерния славилась кустарными промыслами – мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. В памяти художника на всю жизнь остались и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни. «От сердца, от души расписаны» - восхищался работой умельцев Васнецов.
Художник не только смотрел, но и сам мастерил, красил – без дела не жил. Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках и пускать змея. Любимое слово Васнецова было : «Интересно».
Замечательные избы рисовал Юрий Васнецов для своих любимых зверей – расписные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живёт в них неплохой народец мастер на все руки. Как в русских народных песенках:
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
Деревни нарисованы у Васнецова настоящие. И какие только весёлые сказочные сценки не разыгрываются на деревенских улицах! Вот две девушки – красавицы смотрят в окна из своих уютных домиков и смеются:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Не только драки и весёлые сказочные сценки разыгрываются на деревенских улицах. Ещё можно видеть и такое необычное:
Фома едет на курице
Тимошка - на кошке.
Читая народные песенки, потешки, прибаутки, он словно видел наяву своё детство, знакомые вятские игрушки. Давайте вспомним песенки к следующим иллюстрациям; эти песни вам мама напевала, когда вы были совсем маленькие:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.
А вот другая песенка о сороке:
Сорока – белобока
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
И на рисунке мы видим её гостей. Сова, белка, уточка, зайчик. Всех сорока угощает, все её благодарят.
Физкультминутка
Давайте отдохнём вместе с гостями сороки.
(Зарядка)
Каждый раз, когда художник работал, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства.
А теперь для вас загадка:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём (лес).
Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях
Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия самых страшных волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя» : огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, неведомый леший с кикиморой, какие – то шорохи, тени лесных обитателей – ух, страшно.
Но при дальнейшем рассматривании мы видим, что Маша уже не боится, свободно ведёт себя в чужом доме, раскачивается на стульчике Мишутки, держит ложку.
А вот уже и медведи домой возвращаются. Смотрите, Мишутка боится отстать и потеряться, за маму держится. Медведи устали, домой торопятся с полной корзинкой.
Если обратим внимание на вид из окна, то увидим лес на светлом фоне неба на одном рисунке и ночное небо на другом, и можем сделать вывод: вот как долго девочка была у медведей.
Постепенно мы замечаем множество подробностей жизни медведей: рябина, грибы сушатся на зиму. У кроваток тапочки, коврик. Художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, точно передать её настроение.
Создавая рисунок к сказке про курочку рябу, Юрий Васнецов основным цветом выбирает тёмный, почти чёрный, остальные цвета приглушает, настраивая читателя на грустный лад. Красный цвет гребешка привлекает внимание к широко раскрытому клюву: курочка кричит о своём яичке, успокаивает деда и бабу.
Голубые цветы наверху обращают внимание на ранние события: дед и баба белыми полотенцами вытирают слёзы, на скамейке золотое яичко. Сияние, идущее от него, помогает заметить и то, что яичко разбито, и силуэт мышки – виновницы происшествия.
К сказке «Лиса, заяц и петух» художник показывает завязку и кульминационный момент. Увидев, как велико горе зайчика, мы сочувствуем зайчику и переживаем вместе с ним. И радуемся вместе с Васнецовым – кончилось горе, прогнали лису.
На рисунке к сказке «Репка» весёлые контрастные цвета говорят о радостном событии. Сказочно большая жёлтая репка вырисовывается на фоне голубого неба. Её величину подчёркивают белые облачка. Все участники событий выделены, синим, белым, красным цветом.
Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично. Козе, кошке обязательно нарисует цветную юбку в оборках да кружевах, а на зайку тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, старался художник не наряжать, не заслужили они красивой одежды. На картинке вы видите иллюстрацию к колыбельной, которой убаюкивают малышей.
Баю - баюшки - баю,
Не ложися на краю –
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди.
Художник показывает волка злым, бессердечным, он мешает детям спать, и поэтому нет у него нарядной и тёплой одежды.
Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке. Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красными цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Ещё бы: свирепый волк украл гуся, припустил наутёк, держа его в страшной пасти.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали, что вы видали?
- Мы видали волка: унёс он гусёнка,
Да самого лучшего, да самого большого!
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Щиплите вы волка – спасайте гусёнка!
На этой картинке у героев тоже горе, и мы видим, как звери стараются помочь попавшей в беду кошке:
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.