Ольга Гутарева
Открытое занятие-экспериментирование в старшей группе «Волшебная капелька»
Цель: «Ознакомление детей с круговоротом воды в природе».
Задачи: -Обучающие
Уточнить значение воды для всего живого.
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах.
Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).
-Развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Развивать интерес к экспериментированию.
-Воспитательные
Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
-Оздоровительные
Публикация «Открытое занятие-экспериментирование в старшей группе „Волшебная капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Удовлетворять потребность детей в движениях.
(Физкультминутка «Очень всем нужна вода» ;пальчиковая гимнастика «Ах вода, вода,вода…»). Методы и приё мы:
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, мнемотаблиц.
Практические: опыт.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя.
Предварительная работа:
Разработала мультимедийную программу, используя информационно-коммуникационные технологии (с целью усиления визуального эффекта у детей). Просмотр обучающего мультфильма «Путешествие капельки»; «Секреты воды»; «Загрязняя воду –Мы убиваем себя!»
Опыты: «Какая бывает вода?», «Вода –растворитель. Очищение воды.», «Почему не тонут корабли?», «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»,.
Беседы на тему: «Какой бывает вода?», «Зачем нужна вода?», «Где в природе можно встретить воду?».
Оборудование и материалы:
Инвентарь для опытов: Самовар, зеркала, пустые прозрачные сосуды.
Проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Как вы видите, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, мне кажется, я что то слышу. (журчание ручья) (1 слайд) Ой, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел! (показывает капельку)
(2слайд)
Воспитатель: Кто это? Узнали? Дети: Капелька!
Воспитатель: Да, ребята, это Капелька, а посмотрите, какая она грустная. У нее случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в детском саду знают все и обо всем, правда это?
Дети: Да!
Воспитатель: Садитесь, ребята на стульчики, а ты Капелька внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать! Скажите, из чего состоит капелька?
Дети: Из воды.
Воспитатель: Молодцы, правильно, Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?
Дети: В реке, в море, в кране (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна? (дети называют кому и для чего нужна вода)
Воспитатель: Да, ребята! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям – всем нужна вода. А как еще мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?
Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовит обед, стирает, воспитатель моет игрушки, поливает цветы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне кажется капелька очень много узнала о себе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю пригласить капельку оправиться нами в путешествие «В Волшебную лабораторию». Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель:Для того, что бы нам очутиться там, нужно отгадать загадки. Давайте посмотрим на экран. (на экране мнемотаблицы). (слайд 3-10) -(ответы детей)
Воспитатель: Что бы нам отправляться в путь нужно немного отдохнуть, выходите ко мне (дети стоят рядом с воспитателем, выполняют упражнения)
Физминутка:
Очень всем нужна вода, Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
влево, вправо поклонились. Вместе на носочки стали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора
В: Ребята а сейчас на секунду закройте глазки. Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. (слайд 11)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Воспитатель усаживает детей на стульчики. Дети до занятия помогли воспитателю налить в самовар воды. Воспитатель включает самовар,все вместе наблюдают за ним,находясь на безопасном расстоянии.
Воспитатель :Пока мы с вами ждём, когда наша водичка начнёт нагреваться мы с вами сыграем пальчиками.
Ах вода,вода,вода! (ритмично потираем ладошки имитируя мытьё рук) Будем чистыми всегда! Брызги- вправо, брызги –влево (пальцы сжаты в кулачок, затем силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым Вытрем руки очень быстро. (энергичные движения имитируя поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)
Воспитатель :Что выходит из самовара при закипании воды? Откуда пар появился в самоваре - мы же наливали воду? (вода при нагревании превратилась в пар.) Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает самовар.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло с зеркалом. Откуда появились капельки воды на зеркале? Перед опытом стекло было чистым и сухим.
(Когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.)
Воспитатель : Вот так происходит и в природе. Называется он «Круговоротом воды в природе».Обратите внимание на экран. (слайд 12).
Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась у нас с вами в самоваре. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становиться воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются все вместе и образуется облако. Когда капелек воды набирается очень много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю, после чего попадает в реку, оттуда попадает в море.
И вскоре вновь начинает испаряться.
Воспитатель объясняет правила проведения опытов. После чего приглашает подойти к столу. Дети с воспитателем подходят к столу, где все подготовлено для опыта. (Дети проводят эксперимент, под руководством воспитателя).
Воспитатель: Давайте будем заканчивать эксперимент. После мы ещё с вами повторим, если,кто то,что то не успел. Закрываем глазки.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились обратно в группе.
(Переводит внимание детей на экран).
А теперь, посмотрите, какая Капелька стала радостная, и довольная, мы ей очень помогли, теперь она знает о себе всё(слайд 13)
А чтобы капелька ничего не забыла, давайте ей напомним всё, о чём мы сегодня узнали. (ответы детей).Вам понравилось путешествовать? Воспитатель: Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь в том, что вы помогли ей разобраться, в чем волшебство воды приготовила вам сюрприз! Она вам дарит вот такие медали как настоящим ученым!
А Капельке пора прощаться с нами! Давайте мы с вами попрощаемся с нашими гостями. А сейчас вы немного отдохнёте и я вам предлагаю посмотреть мультфильм о «Волшебной капельке» - «Капитошка».