Светлана Колокольцева
Открытое занятие «Всё в шоколаде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные интересы детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Расширять и обобщать знания детей о шоколаде;
• Упражнять в умении анализировать, обобщать; развивать память, внимание, воображение;
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, познавательно-коммуникативную активность, самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;
• Активизировать словарь: шоколатье, какао бобы, какао дерево.
Публикация «Открытое занятие „Всё в шоколаде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, микроскоп, магнитная доска, мини- лаборатория для проведения эксперимента: свеча хозяйственная, пинцет, контейнер для смешивания, формочки для шоколада, одноразовая посуда: тарелки, ложки, стаканы с водой, салфетки; плитки чёрного и белого шоколада, сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ванилин. Форма для детей: чепчики, фартуки.
Ход эксперимента:
Воспитатель: (вносит коробку) ребята, я очень люблю шоколад, а вы любите?
Ответы детей
(воспитатель открывает коробку, и дети находят разный шоколад)
Воспитатель: с латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых. А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. А если не в нашей стране он не растет, то, как вы думаете, где? Где может, по-вашему, расти шоколад?
Ответы детей
Воспитатель: родина шоколадного дерева - тропическая Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде под пологом тропических лесов. (начинается показ презентации о шоколаде, слайд №1) Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 4,5). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 6). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 8).
Верно, плитки шоколада должны быть завёрнуты в алюминиевую фольгу, а потом ещё в красивую упаковку. Потому что шоколад боится всего : открытого воздуха, посторонних запахов, солнечного света и влаги. Эту работу выполняет упаковщица, а как будет выглядеть обертка - придумывает художник. А вы знаете, что специально для олимпиады создали особенные конфеты «Сочи 2014», посвященные первым в истории России зимним Играм. После дегустации были выбраны только два вкуса - «клюква и мед», «мандарин и облепиха».
Люди так любят шоколад, что день 11 июля объявили Всемирным днём шоколада. Несколько лет назад накануне этого праздника в российском городе Покров установили первый в мире памятник шоколаду — бронзовую статую феи в шляпке-колпачке и с шоколадкой в руке. Почему феи? Да потому, что шоколад — это всегда немножко волшебство.
Давайте взбодримся и подготовим наши ручки к экспериментам.
Пальчиковая гимнастика «Шоколадная страна»
Подарите мне билетик
В Шоколадную страну,
Где молочный гонит ветер
Шоколадную волну.
Где растут на загляденье
Шоколадные леса,
И ложится на растенья
Шоколадная роса.
Где гордится опереньем
Шоколадный какаду,
Шоколадные олени
Шоколадной ласки ждут.
Я искал без остановки
И достал себе билет:
Шоколадный мир в коробке
Восхитительных конфет.
Воспитатель: сегодня, ребята, мы будем с вами исследователями в лаборатории. Лаборатория - это то место, где проводят различные опыты, исследования. Сегодня мы с вами попытаемся сделать свое научное открытие.
Воспитатель просит детей надеть чепчики и фартучки, помыть руки.
Опыт 1.
Воспитатель: ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок. Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета?
Ответы детей
Воспитатель: какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?
Ответы детей
Воспитатель: совершенно верно, какао имеет горький вкус. Теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком?
Ответы детей
Воспитатель: какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.
Вывод 1: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Воспитатель даёт задание детям повесить на магнитную доску карточку №1.
Опыт 2.
Воспитатель: а теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются.
Ответы детей
Воспитатель: у нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод 2: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
Воспитатель даёт задание детям повесить на магнитную доску карточку №2.
Воспитатель: а теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад?
Ответы детей
Воспитатель: а теперь черный шоколад, какой на вкус?
Ответы детей
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга? Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус. А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?
Ответы детей
Воспитатель: а теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет.
Ответы детей
Воспитатель: это произошло потому, ребята, что в пористом-воздушном шоколаде имеется воздух, который при контакте с водой поднимается вверх и не тонет.
Вывод 3: шоколад может тонуть, если он плотный и в нём нет воздуха, и может плавать, если в нём имеется воздух.
Опыт 3.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему от шоколада пачкаются руки? Сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. (Воспитатель над свечкой в тарелочке растапливает кусочки шоколада). Так что же произошло с шоколадом? Какой делаем вывод?
Вывод 4: шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится.
Воспитатель даёт задание детям повесить на магнитную доску карточку №3.
Таким образом, мы ответили на вопрос «Почему от шоколада пачкаются руки!»
Опыт 4.
Воспитатель: рассмотрите кусочки чёрного и белого шоколада. В чём отличие?
Ответы детей
Воспитатель: в состав белого шоколада входит какао-масло, а какао порошка там нет.
Вывод 5: в белом шоколаде нет какао-порошка, поэтому его можно считать не настоящим шоколадом.
Воспитатель даёт задание детям повесить на магнитную доску карточку №4.
Опыт 5.
Воспитатель: посмотрев фильм о том, как изготавливают шоколад на нашей шоколадной фабрике мы узнали, что большая плитка шоколада весит 90 грамм. Ребята, давайте взвесим шоколадку и докажем, что её вес действительно 90 грамм. Для этого мы используем весы.
Воспитатель приглашает одного желающего для эксперимента.
На одну чашу весов кладём шоколадку, а на другую гирьки по 10 грамм. Сколько гирек мы положили, чтобы уравновесить весы?
Ответы детей
Вывод 6: большая плитка шоколада действительно весит 90 грамм.
Воспитатель: как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, где шоколад изготавливают?
Ответы детей
Воспитатель: как вы думаете, а в нашем городе есть шоколодная фабрика? Как она называется?
Ответы детей
Воспитатель: скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье? Я вам предлагаю побыть шоколатье.
Конкурс «Названия шоколадок».
По итогам конкурса выбирается главный шоколатье, ему вручается эмблема.
Воспитатель: наш шоколатье будет по рецепту делать свой шоколад. (Шоколатье под контролем воспитателя выкладывает в общую чашку: 2 ложки какао, 2 ложки сгущённого молока, 2 ложки сливочного масла, щепотка ванилина, горсть орехов. Перемешивает).
Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: предлагаю разлить его по формочкам. Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?
Ответы детей
Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.
Воспитатель: итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада. Назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада.
Дети перечисляют продукты
Шоколатье с помощником раздают детям памятки с рецептом шоколада. Воспитатель даёт задание детям повесить на магнитную доску памятку.
Воспитатель: что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего? Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколатье.
Сюрприз: воспитатель угощает детей шоколадными конфетами.