Бишенова Ирина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Методы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, картинки с объектами живой и неживой природы, экологический светофор, оборудование для опытов (грязная вода, чистая вода, птичьи перья, емкости для воды, клубок ниток, кусочек мела, кусочки марли и ткани, картинки для картографирования.
Ход ООД.
(Дети сидят полукругом)
- Мы к занятию готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Ребята, у меня на столе лежит книга. Но книга необычная. Посмотрите, кажется, она плачет. Как вы думаете, почему она плачет?
(Предположения детей).
- Давайте заглянем в нее, может, тогда узнаем, почему она грустит?
Слайд 1,2
- Люди, создавшие эту книгу, надеются, что ее страницы смогут остановить гибель животных и растений. Как называется эта книга?
Д. Это - «Красная книга». В нее занесены редкие или исчезающие виды животных и растений нашей планеты.
- Верно, но почему она красная, а не зеленая или желтая?
Д. Потому, что красный цвет означает опасность, предупреждение.
- Абсолютно верно! Как и в светофоре, красный цвет – это сигнал опасности, он как будто говорит «Внимание, остановись человек, не губи, подумай о природе».
- В красной книге перечислены не только виды исчезающих животных и растений, но и описаны меры по их сохранению. Объясните, почему их нужно сохранять?
Д. Потому, что животные и растения – это часть природы, а природу нужно беречь, а не уничтожать.
Закрыть
- Верно. Молодцы! А что такое природа?
Д. Природа, это окружающий нас мир.
1. Опыт «Живое - неживое». (Наблюдение детей за ростом растений)
- Мы с вами посадили луковицы тюльпанов и семена шпината, а рядом положили камень. Скажите что изменилось?
Д. Семена дали первые ростки. А камень не изменился.
- Правильно. Природу, ребята можно разделить на два огромных мира:
живую природу и неживую природу.
Слайд 3
-Объясните, чем отличается живая природа от неживой?
Д. Живая природа – это все, что дышит, питается, растет, размножается и умирает. А неживая природа такими свойствами не обладает.
- Тогда, какой вывод можно сделать исходя из нашего опыта?
Д. Растение относится к живой природе, а камень к неживой.
- Что понадобилось семечку, чтобы из него выросло растение?
Д. Почва, вода, тепло, свет – солнце.
- А все что вы перечислили, относится к живой или неживой природе?
Д. К неживой природе.
- Верно, какой вывод мы можем сделать?
Д. Что объекты живой и неживой природы взаимосвязаны!
Закрыть
- Предлагаю поиграть в игру и посмотреть так это или нет.
2. Игра «Удивительная паутинка»
(Дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают в круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой и неживой природы). Воспитатель начинает игру:
- Я ветер, я помогаю птицам летать
Протягивает ниточку ребенку, у которого нагрудный знак с изображением цветка.
- Я птица, я лечу деревья
- Я дерево, я не могу расти без почвы
- Я почва, я впитываю воду
- Я вода, образую дождевые облака
- Я дождевое облако, я помогаю цветам расти
- Я цветок, греюсь под лучами теплого солнца
- Я солнце, я согреваю планету
- Я планета, я даю дом человеку
- Я человек, для жизни мне нужен свежий воздух.
-Вот видите, ребята мы в игре увидели, что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано.
3. Д/ игра: «Природа бывает разной».
- Перед вами лежат карточки с изображением объектов живой и неживой природы. Каждый по очереди берет одну карточку и вешает на мольберт. Если на карточке объект живой природы вешаем на зеленый мольберт. Если не живой - природы на красный.
(Рыба, солнце, дерево, песок, туча, цветок, луна, гора, пчела, волк, самолет).
- Какая карточка не подходит к остальным?
Д. Самолет.
- Самолет можно назвать объектом природы? Он создан природой?
Д. Нет, нельзя.
- Почему?
Д. Потому что его сделал человек.
- Верно. А мы можем назвать природой то, что создано руками человека?
Д. Нет. Это называется рукотворный мир.
- Как вы думаете, к каким объектам относиться человек?
Д. К живой природе.
- Почему вы так решили?
Д. Человек рождается, дышит, передвигается, растет, питается, размножается, умирает.
- А как вы думаете, природа может существовать без человека?
Д. Может.
- А человек без природы?
Д. Нет.
- Почему?
Слайд 4
Д. Человек — часть природы. Он без природы обречен на гибель.
- Что дает человеку природа?
Д. Природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду.
- А что будет, если не будет воздуха?
Д. Все живое на земле не сможет дышать.
Закрыть.
- А чем человек отличается от других объектов природы?
Д. Человек умеет думать, рассуждать.
- Правильно. Человек — существо мыслящее, разумное. Есть такая поговорка «На Земле он всех умней, потому и всех сильней!».
4. Д/ игра: «На что похоже».
- Природу называют великим учителем. Как вы думаете, почему?
(Предположения детей).
- Человек многому научился у природы. Он часто придумывает такие вещи, которые похожи на объекты природы.
Слайд 5, 6
Например:
Вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик и т. д.
Закрыть
-Ребята, а что может произойти, если природу не беречь, а только брать у природы. (Показывает детям)
- Это кусочек мела. (Ломает мел)
- Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
- Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.
- Это вода. (Переливает часть воды в другой стакан).
- Что стало с водой, она перестала быть водой?
- Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.
- А как вы думаете, что произойдет с травинкой, деревцем, жучком или животным, если их постоянно уничтожать, ломать?
Д. Они исчезнут.
5. Сценка. «В лесу»
Мудрая сова. – Мы про жителей лесных расскажем.
Что с ними случилось, покажем.
Друзья, почему вы плачете.
Ежик. – Что за слон пришел к нам в лес? Только шум стоит и треск?
Елочка и березка – Все веточки нам обломал.
Бабочка. –Крылышко мое сломал.
Птица. –Сбил мое гнездо на ели.
Муравей. – Разорил мой муравейник.
Рыбка и лягушка – Водоем нам загрязнил.
Белочка – И лесу сильно навредил.
Все. Ах мы бедные, несчастные. Никто нас не думает, никто не жалеет.
- Ребята кто же это мог сделать?
Д. Человек.
- Что необходимо делать, чтобы этого не случилось, мы сейчас покажем.
6. Физ. минутка «Берегите природу».
Смотрю на глобус – шар земной (Руками показывают круг над головой)
И вдруг вздохнул он, как живой (Вдох-выдох)
И шепчут мне материки: (ладошка возле рта)
«Ты береги нас, береги» (обнимают себя руками)
В тревоги рощи и леса. (разводят руками в стороны поочередно)
Роса на травах, как слеза. (приседают)
И тихо просят родники: (разводят растопыренные пальцы в стороны)
«Ты береги нас, береги»
Остановил олень свой бег (Показывают над головой растопыренные пальцы)
Будь Человеком, человек»
В тебя мы верим, не солги (показывают на окружающих)
«Ты береги нас, береги».
(Дети садятся за столы)
7. Хорошо или плохо.
- На экране сейчас будут появляться картинки. Если, по вашему мнению, там будут изображены те явления, которые приводят к исчезновению представителей живой природы - поднимайте красный кружок. Если там будут изображены те явления, которые помогают сохранить живую природу, поднимайте зеленый кружок.
Слайд 7-19 по очереди и выключить.
- Давайте проведем опыт и посмотрим, какой вред приносит загрязнение водоемов.
8. Опыт с перышком. Подбросьте перышко легонько, и внимательно проследите за его плавным полетом. Затем обмакните перо в грязную воду и еще раз подбросьте вверх перо. Перо быстро падает вниз.
Вывод. Строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающие птицы (утка, лебедь, чайка и т. д.) садится на воду, покрытую жирной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать воздух», а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Чтобы этого избежать, люди придумали различные методы отчистки воды. Один из них я вам покажу.
Опыт. Очищаем воду.
- Чтобы закрепить полученные знания, мы выполним последнее задание. Дети делятся на три команды.
Первая команда работает с красной веткой.
Вторая с зеленой веткой.
Третья с синей.
9. Итог. Картографирование. После завершения задания, обсуждение какие картинки выбрали команды и почему.
- Посмотрите, ребята, красная книга перестала плакать и стала веселой. Наверное, это потому, что теперь она знает, что наши ребята не будут вредить природе, а будет ее сохранять и беречь.
- Ребята, подводя итог, я предлагаю каждому оценить, насколько хорошо он работал на занятии. Если вы считаете что очень хорошо: выполняли все задания, не нарушали правила поведения, приклейте звездочку. Если с некоторыми заданиями не справлялись и вам было трудно работать на занятии, если чувствовали что не справляетесь со своим поведением - приклейте облачко.