Борисова Елена
Открытое занятие в старшей группе «Путешествие к лесным животным»
▼ Скачать + Заказать документы
Борисова Елена Леонидовна
Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Путешествие к лесным животным“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга:
«Приветствие»
(Дети выстраиваются в круг.)
Утром Солнышко встает,
(Руки подняты вверх)
Всех на улицу зовет
(Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я:
(Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя!»
(Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я
(Поднять руки над головой)
Отвечаю Травам я
(Опустить руки на ковер)
Отвечаю ветру я
(Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуйте,мои друзья!
(Взять друг, друга за руки)
Чувствуете, какие тёплые ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой с гостями.
(Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).
Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.
(иллюстрация с изображением поздней осени)
- Ребята! Какое сейчас время года? (осень)
- Воспитатель. Как называется первый осенний месяц?
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. А второй?
Дети. Октябрь.
Воспитатель. Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?
Дети. Ноябрь.
Воспитатель. Правильно, ноябрь.
Воспитатель. Назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)
Воспитатель. А сейчас какой период? (поздний)
Воспитатель. А какие признаки осени вы знаете?
Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче, а ночь длиннее. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к зиме.
Игра «Опиши осень»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени
«Золотая, печальная, красивая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, загадочная, поздняя, ласковая, унылая…»
Воспитатель. Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.
Письмо из леса (Воспитатель читает письмо)
Воспитатель. Дикие животные приглашают нас в гости в лес.
Воспитатель. Ребята, какое время года к нам приближается?
Воспитатель. Правильно, зима! Воспитатель. Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери приготовились к зиме.
Путешествие в осенний лес :
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети-не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.
Воспитатель. А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Встреча со зверями:
Воспитатель. Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?
Дети - да, конечно, это заяц.
Воспитатель. Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?
Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…
Воспитатель. Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….
Игра «Скажи ласково»
Воспитатель. Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька, зайчонок, зайчушечка.
Воспитатель. А как же зайчик готовится к зиме?
Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.
Физкультминутка:
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Воспитатель. Ребята, а кто это -маленький, колючий…. (ежик)
-Скажите, ребята, куда пропал ежик?
- Он уснул на всю зиму и будет спать до весны.
-Давайте найдем норку ежа.
Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.
- Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)
-Где он спит?
Дети - он спит в берлоге.
Воспитатель. Как медведь готовится к зиме?
Дети. Медведь накапливается жир – всё лето и осень он ест, натаскает сухие ветки и листья в берлогу, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло, и так спит всю зиму.
Воспитатель. А почему говорят, что медведь сосёт лапу? Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.
Медведь с ёжиком уже улеглись спать, но оставили для нас задание.
Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом)
Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются.
у лисы кто? у лисы – лисенок,
у медведя кто?– медвежонок,
у волка – волчонок,
у зайца – зайчонок,
у ёжа – ёжонок,
у белки – бельчонок,
у лося – лосёнок.
Воспитатель. Посмотрите, кто бы это мог быть? Дети – белка.
Воспитатель. Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Воспитатель. Где живет белка?
Дети – в дупле.
Воспитатель. Как она подготовилась к зиме?
Дети – белки очень старательно запасаются на зиму. Всё лето и осень собирала грибы, ягоды, орехи и прятала их в дуплах, под опавшей листвой, или развешивали на сучках деревьев. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень лютые морозы и в вьюгу несколько дней спят.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»
Сидит белка на тележке,
Продаё т она орешки:
лисичке-сестричке, воробью,
синичке, мишке косолапому, заиньке усатому.
Воспитатель. Ребята, а кто же это под деревом сидит?
Дети - лиса и волк.
Воспитатель. Это хищные звери. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
Воспитатель. А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети - нужно.
Воспитатель. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Воспитатель. Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: мусор. Что нужно для природы (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, что надо сделать (убрать мусор)
Давайте уберем мусор и заберем его домой.
Возвращение в группу.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Вернемся вместе – ты и я,
В наш детский сад родной.
Создание коллажа.
Воспитатель. Какое время года наступит после осени?
Дети- зима.
Воспитатель. Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес.
Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.
-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей мы можем встретить в лесу?
-Кто из зверей впадает в спячку?
-Кто делает запасы на зиму?
-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
-Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?
Дети- лиса, еж, волк, заяц.
-А какие не обитают в нашем краю?
Дети- медведь.
-Посмотрите, это записка от жителей леса :
Мы детей благодарим.
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам зимой еда.
Сюрпризный момент: лесные звери дарят вам на память раскраски с дикими животными.