Зарият Гаджиибрагимова
Дагестанский национальный компонент. Открытое занятие по ИЗО в старшей группе «Подарок маме. Лепка кувшина из глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ИЗО в старшей группе
Тема: «Подарок маме».
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к Родине, к матери.
Расширить кругозор учащихся по декоративно - прикладному искусству Дагестана.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Создать условия для развития художественного вкуса, фантазии и творческого потенциала.
- Закрепить знания детей о народных промыслах Дагестана;
- Обучение лепке кувшина.
Публикация «Дагестанский национальный компонент, Открытое занятие по ИЗО в старшей группе „Подарок маме, Лепка кувшина из глины“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Развивающие:
- развивать творческие способности, воображение фантазию,
- развивать чувство цвета, формы и композиции.
-Способствовать развитию мелкой моторики, глазомера, внимания.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, к своей семье, к маме, культуре своего народа;
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность в художественном творчестве, умение достигать цели и радоваться результатам, проявлять заботу, внимание, любовь и уважение к близким людям.
Индивидуальная работа
(оказать помощь индивидуально (при необходимости) детям при лепке кувшинов).
Предварительная работа:
беседы о декоративно - прикладном искусстве Дагестана;
чтение и рассматривание книг, о быте и традициях дагестанского народа;
лепка из глины посуды;
Чтение художественных произведений о маме, вернисаж детских работ «Портрет моей мамы»
Материалы:
Образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов).
Тарелки и кувшины, изготовленные из глины детьми на предыдущих занятиях;
глина, влажные салфетки, бумажные салфетки, доска для лепки, банки с водой
Эпиграф:
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)
Педагог:
- Здравствуйте дети! Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: - Здравствуйте.
Педагог: Ребята, тема нашего занятия «Подарок маме». Я предлагаю совершить небольшое путешествие в поисках подарка по нашему краю. А живем мы с вами?.
Дети: – В республике Дагестан.
Педагог: - Дагестан - наша с вами Родина.
А что такое «Родина»?
Дети:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
Педагог:
Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.
И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни.
Ребята, расскажите о нашем крае?
Дети :
Лучше не сыскать!
Как красив мой край родной –
Глаз не оторвать!
Как велик мой край родной –
С севера на юг
Пролегло не то, что сотни –
Тысячи дорог!
Как богат мой край родной –
Всё не перечесть:
Ягоды, грибы, орехи,
Нефть и газ в нём есть!
Я люблю мой край родной
И горжусь, что он
Для меня, для мамы, папы
Родной стал стороной! (Е. Е. Ермошина.)
Педагог:
Испокон – веков славился Дагестан и своим гостеприимством. И мы говорим нашим гостям сегодня: “Мир вашему дому!”, “Добро пожаловать!”.
Ребенок:
Если в дом нагрянут гости, а хозяева при том
Чешут сонные затылки, улыбаются с трудом.
Знай – они не дагестанцы, не из Дага их родня,
В Дагестане жить не станет их семейка и полдня!
Педагог:
Мы сохранили эту добрую традицию и решили встретить наших гостей по-дагестански (звучит дагестанская мелодия). Выходят три девочки (1 - с хлебом и солью, 2 - с хинкалом, 3 – и с чуду). Девочки выносят угощения и ставят на стол.
Педагог:
Дагестанцы- очень веселый народ. Но больше всего ценят дружбу. Давайте дети и мы с вами, как истинные дагестанцы немножко повеселимся:
Дети:
Слово «Мы» - сильней, чем «Я».
Мы-семья, и мы- друзья,
Мы –народ, и мы –ЕДИНЫ,
Вместе мы непобедимы!
Педагог:
Талантлив и трудолюбив народ Дагестана.
Дагестан - это страна гор, на склонах гор, лепятся аулы, Каждый аул Дагестана чем-нибудь, да славится.
Давайте, ребята, в поисках подарка для мамы, мы сегодня совершим с вами путешествие по нашим дагестанским селам.
А совершим мы наше путешествие с помощью волшебного каната. Подарил мне его мой друг из высокогорного села Цовкра. В этом селе люди переходят с горы на гору по канату
Звучит дагестанская музыка, и дети переходят по канату – веревке расстеленной на полу.
Педагог:
- Вот мы и прибыли с вами в Табасаран. Здесь в селении Халаг есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. Давайте заглянем туда.
(за станком сидит ковровщица, рядом выставка ковровых изделий).
- Здравствуйте, уважаемая.
Ковровщица:
- Здравствуйте, дети.
Педагог:
- Ребята, в давние времена наши прабабушки, как настоящие горянки, ходили в необычных, красивых национальных нарядах.
Давайте посмотрим национальный костюм табасаранки
В районах гор женщины надевали широкие штаны, длинные платья, красивые пояса. На ноги они надевали чувяки, а на голову –головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее надевали платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен. Вот такой красивый наряд был у табасаранок.
А теперь давайте посмотрим какие ковры ткут ковровщицы - табасаранки
(предложить детям, экспозицию выставки, репродукцией ковров, которая организованна в зале. Дети рассматривают выставку).
Ковровщица:
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать узелки.
Ткут вот на таких станках.
Дети, а вы знаете из какого материала, изготавливают ковры?
Дети: - Из шерсти
Ковровщица:
- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета.
Педагог:
- А из чего делали краски, ребята?
Дети:
- Из растений, цветков
Педагог:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Дети: - растения деревья, горы, фигуры.
Педагог:
- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана. Например на этом ковре ковровщица соткала цветущее гранатовое дерево, на этом розы.
Ковровщица: - Для чего служат ковровые изделия?
Дети:
- Наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
Педагог:
- Спасибо вам большое, мастерица.
Ну что, ребята, ковер подойдет как подарок маме?
Дети:
Подойдет, но долго делать.
Педагог:
Тогда не теряя ни минуты отправляемся дальше.
Переходят по канату и попадают в село Кубачи
Педагог:
Вот мы и оказались в селе Кубачи. А вот кубачинка идет за водой.
Педагог:
- Здравствуйте, уважаемая.
Кубачинка:
- Здравствуйте, дети.
Посмотрите какой у нее наряд:
На спине у кубачинки свой национальный кувшин Мучал. Кубачинские женщины носят особенные платки, по которым их легко узнать с первого взгляда, — казы. Каз представляет собой белую ткань, расшитую узорами из золотой нити и украшенную с одной стороны бахромой. Кубачинки вышивают на своих платках цветы или перья. Строго говоря, это не платок, а шарф. Но называют его все-таки платком. Такие уборы носят только женщины дагестанского села Кубачи.
По рисунку на платке и по бахроме определяется статус девушки: замужем она или нет. Если узор на платке мелкий и бахрома короткая – значит девушка незамужняя, а замужняя носит каз с крупным рисунком и длинной бахромой.
Кубачинка:
-Ребята, я приглашаю вас к себе домой.
Педагог:
- Спасибо большое.
Кубачинка:
У нас в селе у всех в домах есть свои музеи. Ребята, а чем славится село Кубачи?
- Дети:
- Изделиями из золота и серебра.
Кубачинка:
- Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.
Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ; чеканку, гравировку, женщины вышивают головные уборы, вяжут носки теплые.
А что напоминают узоры на кубачинских изделиях, ребята?
Дети:
- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах.
Ребенок:
- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в книжках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Педагог:
Ребята, эти изделия подойдут как подарок маме? :
Дети: Красивые, но дорогие, мы не сможем их купить.
Педагог:
Тогда идем дальше.
Переходят по канату и попадают в Унцукуль
Педагог:
- Вот мы с вами, дорогие ребята, пришли в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
- Здравствуйте, уважаемая!
_ здравствуйте, дети.
Педагог:
Посмотрите на изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)
Педагог:
- из чего делают мастера унцукульские изделия?
Дети:- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы и т. д.
Педагог:
- Из какитх сортов деревьев делают унцукульские мастера свои изделия?
Дети:
Для изделий годится только барбарисовое, кизиловое или абрикосовые деревья.
Педагог:
-Скажите, нам уважаемая, какие инструменты нужны мастерам?
Унцукулька:
- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор. Рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Педагог:
- Красивые изделия? Подойдет как подарок маме?
Дети:
Очень красивые, но здесь нужны сильные умелые руки мастера.
Педагог:
Тогда идем дальше. Переходят по канату, (звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева) и попадают в с. Балхар
Вот мы в ауле Балхар.
Давайте дети, заглянем в один из домов.
Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собраны изделия из глины, висят фотографии с изображением кувшинов, рядом сидит девушка, которая тоже лепит, на ней традиционный костюм.
Педагог:
- Здравствуйте, уважаемая.
- Здравствуйте, ребята
Давайте рассмотрим традиционный костюм балхарки:
Женский костюм состоит из широкой головной накидки белой и оранжевого цвета, которая закрывает чухту, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток. Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье, и головной убор. Украшения на женщинах – весят до 20 кг серебра. Считалось, что металл охранял, оберегал женщину.
Балхарка:
А вы откуда, ребята, как оказались в нашем селе?
Педагог:
Мы из детского сада «Маячок». Ищем подарок для мамы.
Балхарка:
- Ребята, а вы знаете, чем славится село Балхар?
- Дети:
Изделиями из глины.
Ребенок:
- Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
Балхарка:
- А какие изделия делают в Балхаре знаете?
Дети:
Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Балхарка:
- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
Краска для росписи балхарских изделий называется –Ангоб. Ее делают, разводя глину водой до густоты жидкой сметаны.
Педагог:
Ну что, ребята, балхарский кувшин подойдет как подарок маме?
Дети:
Да
Балхарка:
- Ребята, я с удовольствием предоставлю вам мою мастерскую, где вы сможете слепить какой захотите кувшин.
Педагог:
Спасибо вам большое, мастерица. Вы очень нас выручили.
Хорошо, ребята, давайте пройдем в мастерскую и попробуем слепить красивый кувшин из глины.
Дети одевают фартуки и нарукавники и садятся за столы
Педагог:
Прежде разомнем наши пальчики:
Пальчиковая игра: «Мы трудимся».
Рано утром дружно встанем, все трудиться мы пойдем (шагают,
Слышат днем все тук да тук, раздается звонкий стук (стучат кулачками).
Молоточки все стучат, домик строим для ребят (изображают домик,
Нас всех дружба созывает, и весь народ объединяет (соединяют пальцы рук).
Педагог:
- Посмотрите, пожалуйста, у кувшина есть ножка, это нижняя часть, на которой кувшин стоит (педагог показывает на эту часть)
- Обратите внимание, если кувшин положить на бок, то нам будет видно, что ножка имеет …какую форму? Ответы детей
- Молодцы, ребята, форму круга. Давайте дальше рассмотрим наш кувшин, выше у него располагается тулово, как туловище, основная большая часть, она выпуклая, имеет округлую форму. Ребята давайте повторим все вместе – тулово- основная большая выпуклая часть.
- Давайте выше посмотрим на кувшин, как вы думаете, как называется эта часть? (педагог показывает на шейку кувшина) Ответы детей
- Молодцы, ребята, вы почти угадали, горлышко у кувшина называется шейка, она узенькая, длинная.
- И заканчивается наш кувшин венчиком, похож он на края глубокой тарелки (педагог показывает на самую верхнюю часть).
- Сегодня я вас научу создавать кувшин из глины жгутным способом, перед вами у каждого есть кусок глины, возьмите его в руки, почувствуйте его: какая глина мягкая, приятная, его нужно размять. Вспоминаем, ребята как мы это делали с вами.
- Теперь ребята, мы приступаем к лепке кувшина.
Нам нужно с вами скатать небольшой шарик и расплющить его в круг
Раскатываем шар – колобок. Надавили ладошками и сделали диск. Поставили на доску.
Теперь отрываем кусок глины и раскатываем колбаску – жгут – вот такой толщины (показывает свою).
Ребята самостоятельно раскатывают колбаску.
Теперь ставим его сверху диска лишнее отрываем убираем, закрепляем.
Теперь возьмите вместе с диском вот так в руки и замазываем снизу вверх убираем щель между диском и жгутом.
- Ребята мы с вами рассмотрели строение кувшина, и можем сказать, что самой большой частью кувшина является…Ответы детей
Теперь наша задача расширить тулово кувшина, поэтому берем чуть больше кусочек глины и раскатываем снова жгут уже немного длиннее.
Ставим по наружному краю предыдущего жгута и закрепляем, если лишнее есть отрываем убираем.
Снова берем в руки и замазываем пальчиком снизу вверх – убираем щель.
Продолжаем, ребята, берем кусочек глины, раскатываем жгут, теперь уже сужаем тулово кувшина, поэтому ставим его с внутренней стороны предыдущего жгута., закрепляем. Берем в руки снизу вверх замазываем, убираем щель. Еще раз делаем жгут, ставим с внутренней стороны, закрепляем, берем в руки замазываем.
- Теперь готовим еще один жгут делаем венчик кувшина. Венчик расширяется поэтому мы этот жгут ставим с внешней стороны и закрепляем. Берем в руки и аккуратно сначала вот так с помощью стеков соединяем жгут с кувшином, а потом пальчиком проглаживаем.
- Теперь ребята, рассмотрите ваши работы, похожи они на кувшины?
Ответы детей.
Посмотрите, ребята, стенки у кувшина гладкие, что же нужно нам сделать, чтобы наш кувшин был такой же гладкий? Ответы детей.
- Да, нам нужно разгладить все неровности нашего кувшина, для этого можно макнуть палец в воду и вот так разгладить поверхность кувшина
(Педагог демонстрирует)
- Посмотрите теперь ваши кувшины похожи на настоящие? Ответы детей.
- Ребята, по желанию можно сделать кувшины особенным, сделать ручку и носик, или нанести узор стекой, или сделать налепное объемное изображение
По окончании деятельности, ребята чистят доски и стеки, убирают оставшийся материал и оборудование по местам, относят свои поделки на выставку, и вместе рассматриваю, и анализируют их.
- Ребята, вам нравятся ваши кувшины?
- Ребята посмотрите, какие разные кувшины у нас с вами получились.
Вы постарались на славу. Посмотрите вы слепили прекрасные кувшины, вложили частичку своего сердца. В каждом кувшине просматривается свой почерк, как у настоящих мастеров. Каждый кувшин неповторим. Например: (перечисляет особенности нескольких кувшинов). Я уверенна, вашим мамам очень понравятся эти подарки.
Вы все большие молодцы!
Но вы знаете, дети, глиняные кувшины надо обжечь, мы попросим нашу уважаемую балхарку в специальной печи их обжечь, потом мы их заберем, распишем и подарим нашим мамам.
А теперь уберите рабочее место, салфеткой почистите руки, снимите фартуки. Мы вернемся в наш детский сад.
- Вам, уважаемая, спасибо большое, за возможность детям, почувствовать себя мастерами.
-До свидания.
Переходят по канату и оказываются в группе.
Подводиться итог:
Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Где мы с вами побывали сегодня, в каких селах?
- Чем занимаются в этих селениях мастера?
- Спасибо вам, ребята, вы большие молодцы, хорошо постарались. Любите свою Родину, своих родителей, берегите, помогайте. Домой придете сегодня, обязательно обнимите родителей, скажите как вы их любите.
Ну а теперь попрощаемся с нашими гостями, наше занятие закончено.
- До свидания!
***
***
***