Мамбетова Жибек Крыхбаевна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие по планетам Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе
«Путешествие по планетам Солнечной системы».
Цель. выявление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.
Задачи. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивать память, слуховое внимание, связную речь. Вызвать интерес к космическому пространству.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие по планетам Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая.
Атрибуты: экран для презентации, ноутбук, звуковая аппаратура, мини-лаборатория для опыта, мука и маленькие шарики,разрезные картинки для игры собери планету, макет солнечной системы, планеты солнечной системы.
Ход занятия.
Приветствие.
Здравствуй, небо (Руки поднять вверх)
Здравствуй,солнце (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй,планета Земля (Описать большой круг перед собой)
Здравствуй, большая наша семья! (Все дети берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Дети, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы пришли на него в специальных костюмах. На что похож ваш костюм?
Дети: (Есть костюмы в саду на скафандр космонавта).
Воспитатель: А кто такой космонавт? (Слайд 2)
А что такое космос (Слайд 3)
А кто побывал в космосе самым первым?
Дети: (Самыми первыми побывали в космосе собаки Белка и Стрелка (Слайд 4)
Воспитатель. Правильно! А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?
Дети. (Самого первого человека побывавшего в космосе звали Юрий Алексеевич Гагарин)
Воспитатель. Совершенно верно! (Слайд 5)
Космос покоряют только настоящие космонавты. А каким должен быть космонавт?
Дети. (умные, ловкие, смелые, сильные, выносливые).
Воспитатель. Чтобы такими стать, космонавты много тренируются. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в космическое путешествие! А для этого нам тоже необходимо пройти подготовку к космическому полету.
Итак, начнё м:
Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением)
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Воспитатель: - Замечательно ребята! Подготовку мы прошли!
Звук космической сирены (Слайд 6)
Воспитатель: Космонавты вы слышите, это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи! (Слайд 7)
«Мы, жители планеты Сатурн, обращаемся к вам, ребята, с просьбой: помогите вернуть нашу планету на свою орбиту. Космический ураган перепутал все планеты Солнечной системы. Спасите нас, пожалуйста!
Воспитатель. Космонавты, мы поможем жителям планеты Сатурн?
Дети. Да!
Воспитатель. Чтобы добраться до планеты Сатурн, нам надо все планеты Солнечной системы вернуть на свои орбиты. Далекий космический путь предстоит нам. Вы готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. А отправимся мы с вами с нашей планеты. Как она называется? Что вы о ней знаете?
Дети: Земля (Слайд 8)
Воспитатель: А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета) (Слайд 9)
Предлагаю приступить к конструированию ракеты. (Коллективная работа с мягкими модулями)
Перед вами чертеж ракеты, которую надо сконструировать. На выполнение задания у вас всего три минуты. Поэтому надо работать слаженно, дружно, как одному экипажу.
-Посмотрите на чертеж ракеты внимательно.
- Обратите внимание на цвет деталей на чертеже.
- Перед вами детали для конструирования.
Задание понятно? Приступайте к выполнению. Помните о времени.
Воспитатель: Наш космический корабль готов к полету. Космонавты, внимание! Объявляется минутная готовность! Занимаем места в ракете.
Пристегнуть ремни!
Завести моторы!
Соединить контакты!
Начинаем обратный отсчет. 10… пять, четыре, три, два, один. Пуск! (Звучит звуковой фон работы двигателей) (Слайд 9 музыка)
Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос!
Итак, первая планета на которой мы побываем Меркурий (Слайд10) Что вы о ней знаете?
Дети. Самая близкая к Солнцу планета. На ней нет воздуха и воды. Днем здесь стоит жара, а ночью холод. Поверхность Меркурия покрыта кратерами.
Воспитатель. Дети, что такое кратер? (Слайд 11)
Дети. Это яма, углубление, которое образуется за счет удара метеорита.
Воспитатель. А что такое метеориты? (Слайд 12)
Дети. Небесные тела, состоящие из камня и железа.
Воспитатель. Хотите посмотреть, как образуются кратеры? Тогда, выходите из ракеты и пройдите в нашу мини лабораторию.
Опыт. “Метеориты и метеоритные кратеры”
Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
Воспитатель: Уважаемые космонавты, прошу всех занять свои места. Мы держим курс на следующую планету – на Венеру. (Слайд 13)
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Венере (Слайд 14)
Дети: Вторая от Солнца планета Солнечной системы – по размерам напоминает Землю. На планете царит нестерпимая жара и даже ночью не спадает. Цвет планеты и облаков оранжевый. Венера – самая яркая и крупная точка на небе. Люди зовут её Вечерней или Утренней звездой. Венера – планета бурь и гроз.
Воспитатель: На Венере, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Давайте распрощаться с планетой бурь и гроз. Мы направляем наш корабль на Марс (Слайд 15)
Воспитатель. Дети, что вы знаете о Марсе? (Слайд 16)
Дети. Это четвертая от Солнца планета. Её называют красной планетой, потому что она покрыта красным песком. На её поверхности видны горы и кратеры. На Марсе очень мало кислорода.
Воспитатель. Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны – Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут.
На экране появляется знак вопроса (Слайд 17)
Воспитатель. Дети, Марсиане приготовили нам задание. А этот знак означает, что надо решать задачи. Слушайте внимательно и решайте.
Задача 1 (Слайд 18)
Шесть марсиан на крышу космического корабля село,
И один к ним прилетел. Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело?
Решение: 6+1=7 (дублировать на доске) (Полный ответ спросить у 2-3 детей) (Слайд 19)
-Каким действием решили задачу? (Сложением)
Задача 2 (Слайд 20)
Пять искристых звездочек на небе сверкают
Одна решила улететь –
Сколько их осталось?
Решение: 5-1=4 (Полный ответ спросить у 2-3 детей) (Слайд 21)
Каким действием решили задачу? (Вычитанием)
Воспитатель. Молодцы справились, летим дальше. (Слайд 22)
Следующая планета - Юпитер. (Слайд 23) Что вы знаете об этой планете?
Дети: Это-пятая и самая большая планета Солнечной системы. Одна из четырех планет, у которой есть кольца. Она состоит из газа, твердой поверхности на ней нет. Разноцветные облака газа образуют причудливые узоры вокруг неё. На ней гремят сильные грозы. Приближаться к ней опасно.
Воспитатель. Космонавты, чтобы вернуть Юпитер в свою орбиту нам с вами нужно выполнить задания.
Первое задание
Посмотрите на картинки. Какие планеты мы уже вернули на свои орбиты? Правильно- это Марс, Венера и наша планета Земля.
На слайде слоговая схема:
Марс Земля Венера
У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Вы должны разместить картинки в соответствии со слоговыми схемами. ( три комплекта по 6 картинок: дождь, спутник, солнце, комета, луноход, космонавт, инопланетянин)
Проверка. Что разместили на Марсе? … на Земле?. на Венере? (дети называют слова, на слайде появляются эти картинки)
Какая картинка осталась не задействованной? (инопланетянин) Почему? (для него нет слоговой схемы)
А сколько слогов в этом слове? (6 слогов, если дети затрудняются нужно прохлопать). Молодцы, ребята.
А на каком летательном аппарате мы путешествуем по вселенной? (на ракете)
Второе задание
Звуко буквенный анализ слова РАКЕТА
Назовите первый звук к этом слове: (Р)
Какой это звук (согл, тв, звонк.)
Каким цветом обозначим? (синим)
Назовите следующий звук. (А)
Какой это звук? (гласный)
Каким цветом обозначаем? (красным)
Назовите следующий звук (Кь)
Какой он? (согл, мягк, глух)
Каким цветом обозначим? (зеленым) дальше аналогично.
Мы составили звуковую схему к слову «ракета». Сколько всего звуков в этом слове(6)
Сколько согласных звуков? (3)
Сколько гласных? (3)а сколько слогов в этом слове?
А какое правило знаем? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями. Юпитер вернули в свою орбиту.
Воспитатель: Космонавты, высадиться на эту планету невозможно, поэтому я предлагаю вам выйти в открытый космос, отдохнуть и устроить музыкальную разминку. (Слайд 24)
Воспитатель. Отлично отдохнули. Занимаем свои места. Дальше мы держим курс на планету Сатурн (Слайд 25) Дети, что вы знаете об этой планете (Слайд 26)
Дети. Сатурн, шестая планета солнечной системы. Вторая планета гигант. Она состоит из газов. Вокруг нее огромные кольца из камня и льда. Эти кольца вращаются вокруг Сатурна.
Воспитатель. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн – газовая планета, самая легкая в Солнечной системе (Слайд 27)
Воспитатель. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите, на нас летят метеориты. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности. Предлагаю вам нарисовать эту красивую планету и показать ее потом землянам.
Ребята, вы можете сами выбрать, чем и как нарисовать свою картину. ( Дети подходят к уголку Изо и выбирают материал с которым будут работать: гуашь, зубные щетки, штампы, кисточки, восковые карандаши). /
Летим дальше. А вот и планета Уран (Слайд 28).
Дети расскажите об этой планете.
Дети: Уран – это седьмая планета по порядку от Солнца. Большая голубая планета, состоящая из газов. Вокруг Урана едва заметные кольца из камней и льда. Вращается она вокруг своей оси, лежа на боку.
Воспитатель: Космонавты, нас здесь ждет задание. Выходите из ракеты. Расыпались картинки, надо собрать. (игра «Собери целое из частей». Дети собирают планеты, сидя за столом)
Воспитатель: Молодцы, справились! Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. На Нептун. (Слайд 29) Дети, что вы знаете о планете Нептун?
Дети: Нептун – 8-ая, последняя, планета от Солнца. Он похож на Уран. Нептун относится к ледяным гигантам. Нептун также имеет кольца. Планета названа в честь морского бога – Нептуна.
Воспитатель. Вот мы и облетели все планеты Солнечной системы. Настало время выполнить просьбу жителя планеты Сатурна и вернуть каждую планету на свою орбиту. (Можно собрать на доске или дети называют планеты по счету, а на экране появляются планеты в своих орбитах)
Воспитатель. Все планеты на своих местах, давайте еще раз их перечислим. (Слайд 31)
Светит Солнце, а вокруг есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку перечислим мы сейчас…
- Раз! Меркурий, - Два! Венера,
- Три! Земля, - Четвёртый – Марс,
- Пять! Юпитер, - Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран, - Восьмой – Нептун.
Воспитатель. Ну вот, уважаемые космонавты, наше космическое путешествие подошло к концу! Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Кого мы встретили? О чем попросил нас инопланетянин? Предлагаю рассказать инопланетянину о нашей планете, используя мнемотаблицу.
В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит. И на Землю вниз
глядит. Видит сверху он поля,
горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной - наш дом родной.
Ответы детей.
Воспитатель. Что больше всего вам понравилось?
А сейчас я предлагаю сесть в нашу ракету и отправиться на нашу Землю в наш детский сад! (Слайд 32).