Шешукова Антонина
Открытое занятие «Шахматное королевство» в подготовительнаяой группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО».
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Развивать логическое мышление, внимание, память и речь, пространственную ориентацию.
Закрепить навык работы с шахматной доской (направления на шахматной
доске, правильно передвигать фигуры по шахматной доске, представления об организационных правилах игры.
Публикация «Открытое занятие „Шахматное королевство“ в подготовительнаяой группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде,
способности к соперничеству.
ХОД:
Дети здороваются с гостями.
Приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сегодня я приглашаю вас в одно королевство, но не в сказачное, а в шахматное. Ребята, посмотрите, Шахматный король что-то загрустил. Как вы думаете почему? (ответы детей). А я знаю почему, потому что в королевстве пропали все шахматные фигуры.
Воспитатель предлагает поискать фигуры.
Дети не находят.
Воспитатель предлагает обратить внимание детей на мольберт, на геометрические фигуры.
-Как вы думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?
- Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры найдутся. И так, назовите фигуру: не синяя, не красная и не круг (ЗЕЛЁНЫЙ КВАДРАТ).
Здесь дано задание.
1. «ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО».
1. Сколько одинаковых квадратиков на шахматной доске (64).
2. Как называется каждый квадратик на шахматной доске (поле).
3. Как правильно положить доску перед игрой. (Белое поле в правом нижнем углу)
4. Как называется схематическое изображение шахматной доски. (Диаграмма)
5. Кто такой гроссмейстер? (высшее шахматное звание).
6. Что такое мат (Безвыходное положение королю, конец игре).
7. Что такое шахматная олимпиада (Самое крупное шахматное соревнование, проходят один раз в три года).
8. Что такое шах (Положение, кода на короля нападает фигура соперника).
9. Что такое пат – (Ничья, когда королю некуда ходить, а шах ему не поставлен)
10. Назовите родину шахмат (Индия).
11. Что такое партия (Шахматное сражение между двумя соперниками).
12. Рокировка (Одновременный ход короля и ладьи)
13. ФИДЕ – Всемирная шахматная организация, куда входит более 100 стран.
14. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
15. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
16. Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
В. : Следующая фигура с заданием: красная, но не квадрат (КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК).
2. Задание: «СОБЕРИ ПОРТРЕТ».
Помогите восстановить портрет шахматной фигуры.
В. : А это задание на фигуре у которой все стороны равны (КВАДРАТ).
3. Следующее задание «ШАХМАТНЫЙ ПОЧТАЛЬОН».
Что означают цифры и буквы на шахматной доске? (адреса шахматных фигур).
В каждой стране есть свой язык и алфавит, шахматная страна не исключение.
Я буду называть адрес фигуры, а вы называть фигуру, которая живет по этому адресу.
А 1– белая ладья, А7 – черная пешка, А8 – белая ладья, А2 – белая пешка.
B (Вэ) 2– белая пешка, В7 – черная пешка.
С (Цэ) 4– белый слон, С2 – белая пешка, С7 – черная пешка.
D (Дэ) 2– белый ферзь, D6 – черный слон.
Е 1– белый король, Е7 – черный ферзь, Е8 – черный король.
F (Эф) 6 – черный конь, F2 – белая пешка, F3 – белый конь, F7- черная пешка.
G (Же) 2- черная пешка, G7 – черная пешка.
H (Аш) 8 – черная ладья, H1 – белая ладья, H2 – белая пешка, H7 – черная пешка.
В. : Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Найдите лишнюю фигуру. Почему лишняя (ЖЁЛТЫЙ КРУГ. Нет углов.)
4. ФИЗМИНУТКА. (МУЗЫКАЛЬНАЯ).
В. : Вот и отдохнули. Продолжаем дальше.
Следующая геометрическая фигура с заданием: синяя с 4-мя углами, но не прямоугольник (РОМБ).
5. Задание: «КАКАЯ ФИГУРА,ГДЕ НАХОДИТСЯ».
Внимательно смотрите на экран. Я буду задавать вопросы, а вы по одному отвечать.
-Какая фигура находится в правом верхнем углу.
-В нижнем левом углу.
-В центре.
-Какая фигура находится между чёрным ферзём и черным королём.
-Какая фигура стоит справа от белогослона.
-А слева.
-Какая фигура над королём.
В. : Возвращаемся к мольберту. Как называются эти фигуры (ПРЯМОУГОЛЬНИКИ). Следующая геометрическая фигура с заданием больше по размеру другой. (Прямоугольник который больше другого). Следующее задание:
6. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
* Ни к чему, ребята, спешка-
Потеряться может (пешка).
*На доске есть у меня
Две лошадки, два (коня).
* Мне приснился странный сон:
С муравьём боролся (слон).
*В углу стоит бадья
В бадье плывёт (ладья).
*Кто может подсказать пароль?
Его величество (король).
* Скоро бой. И ждет войска
Деревянная (доска).
*В «шалашах» и в «камышах»
Я услышал слово (шах).
*В словах «матрешка» и «формат»
Я подчеркну не шах, а (мат).
*Нужно проявить сноровку,
Чтобы сделать (рокировку).
В. : И так, осталась последняя геометрическая фигура с заданием (МАЛЕНЬКИЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК).
7. ИГРА: «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
По очереди, на ощупь, вы должны отгадать шахматную фигуру.
После игры предложить детям расставить правильно фигуры на шахматной доске (двум детям).
Это было последнее задание. Вот мы и помогли шахматному королю найти фигуры.
ИТОГ. Понравилось вам занятие? А что вам больше понравилось?
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать!
Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.