Мягкая Елена Анатольевна
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Звук Р»
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Публикация «Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему „Звук [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, карандаши или пузырьки для дыхательной гимнастики;
1. Организационный момент
Логопед: Малыш, отгадай, кто пришел к нам сегодня на занятие?
Когти, хвостик и полоски.
Пьёт пока ещё из соски,
Только это не котёнок.
Это маленький. (ТИГРЁНОК)
Правильно, это Тигренок. Его зовут Тигруша (выставляется картинка). Посмотри, какой он грустный. Знаешь, почему? Он не умеет рычать, как все тигры. РРРР. Можно он будет учиться рычать вместе с тобой? (ДА)
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики на левой руке)
Вышел тигр погулять.
(указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)
Запереть его забыли.
(«замок» из пальцев)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибаем пальчики на правой руке).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него.
Выработка сильной воздушной струи:
Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать, нужно делать гимнастику для язычка.
Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
5. Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давайте немного отдохнем!
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз : «Спи, правый глазок! Просыпайся!», «Спи, левый глазок! Просыпайся!», «Спите сразу, оба глаза. Просыпайтесь!»
6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Тигруша, ты любишь играть с мячом? А в теннис?
«Играем с мячом» произнесение слоговых сочетаний ТА-ТА-ТА-ТАК, ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК, ТО-ТО-ТО-ТОК (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге)
«Играем в теннис» Произнесение слоговых сочетаний ТА-ТУ, ТА-ТЫ, ТО-ТЫ, ТЫ-ТО с ритмичным движением кисти правой руки вперед- назад.
7. Постановка звука Р при его отсутствии
На этом этапе постановка звука Р не производится.
8. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР
Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)
• Губки улыбаются широко;
• Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
• Средняя часть спинки языка опущена
• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
9. Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.
Логопед: Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
10. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Тигруша, малыш, давайте поиграем в мяч. Сегодня мы поговорим о ваших игрушках.
Игра называется «Мой-моя-моё-мои»
Я называю игрушку, и бросаю тебе мяч, ты должен вернуть мне мяч и сказать это же слово, но со словом МОЙ-МОЯ-МОЁ-МОИ.
МЯЧ - …мой мяч
КУКЛА - …моя кукла
САНКИ - …мои санки
ВЕДРО - …мое ведро
ПАРАМИДКА - …моя пирамидка
СОЛДАТИК - …мой солдатик
КУБИКИ - …мои кубики
ДОМИНО - …мое домино и др.
11. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Давайте сыграем в игру «Четвертый лишний»
КУКЛА, МЯЧИК, ТЕТРАДЬ, ПИРАМИДКА
РУЧКА, ЛИНЕЙКА, МАШИНКА, КАРАНДАШ
12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Послушайте еще раз, как рычит взрослый ТИГР: РРРРРР
Такой звук ты, ТИГРУША, и ты, МАЛЫШ, будете учиться произносить. У вас непременно получится, если вы будете стараться. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а вы хлопайте в ладошки, если среди них услышите звук РРР.
Игра «Поймай звук Р» - выделение звука Р на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
Звуки : С, З, Р, М, Ф, В, Р
Слоги: СА, РА, ВЫ, РЫ, МО, РО, ФЫ, РЫ, КУ, РУ, ПУ
Слова: СОМ, РАК, КАША, КАПУСТА, РУКА
Итог
Логопед: Молодцы, ТИГРУША и МАЛЫШ! Завтра мы продолжим работу над этим трудным звуком.