Елена Тесленко
Открытое занятие по экспериментированию с элементами ТРИЗ на тему «Ветер. Свойства воздуха» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с элементами ТРИЗ
(средняя группа)
Цель:
- Расширить знания детей об особенностях такого природного явления, как ветер, его свойствах и свойствах воздуха, используя опытническую деятельность; подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.
- Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию с элементами ТРИЗ на тему „Ветер, Свойства воздуха“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со средой обитания);
развивать желание любоваться природой, беречь её. Развивать интерес к экспериментам, любознательность.
Словарная работа:
- Обогащение: загрязненный воздух.
- Активизация: резина, резиновый, прозрачный, невидимый.
Материал к занятию :
картинки-иллюстрации с изображением работы ветра, «Шарик-Смешарик»;
«вертушки» на каждого, стаканы с водой, соломка для коктейля,
полиэтиленовые мешочки, веера.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, за рыбками в аквариуме; игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик», рассказывание р. н. сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций;
- Дид. игра «Хорошо - плохо».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику.
Воспитатель: Здравствуйте, Ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Слайд 1 (воздух)
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу – скажем
«Здравствуйте!» и подарим свои улыбки и хорошее настроение себе и нашим гостям. (Здороваются).
Дети стоят полукругом. Воспитатель вносит «наряженный» воздушный шарик. Воспитатель:
- Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Познакомьтесь!
- Его зовут Шарик-Смешарик. А вас как зовут? (подходит ко всем детям
по очереди; дети называют свои имена).
Воспитатель: Ребята, шарик предлагает Вам сесть на стульчики (подушечки, он хочет рассмотреть вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А шарик красивый? Расскажите, какой он? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).
- А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается - его
легко можно надуть, резина тонкая для шарика).
Воспитатель:
- Какие ещё вещи человек сделал из резины? ( дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные). Тонкая – толстая (уточнить понятия).
слайд 3 рез. предметы
слайд 4 Игра «Найди резиновые предметы»
- Вот, видишь Шарик, какие молодцы у нас ребята? ( Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).
Воспитатель:
- Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее (укрепляет шарик).
Воспитатель: :
- Ребята, а Шарик знает «невидимку», которая помогла ему стать вот таким круглым, легким, воздушным.
слайд 5 (загадка)
Послушайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Что это?
Вы догадались, что это? (воздух).
- Где он находится? (находится вокруг нас). А что вы знаете про воздух, какой он бывает? (прозрачный как стекло, невидимый).
Воспитатель:
-Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим).
опыт с песочными часами.
Слайд 6 (кто дышит воздухом)
А кому еще нужен воздух? (животным, растениям). А коту и собаке нужен воздух? Почему?
Хорошо или плохо, если воздух грязный?
слайд 7 (загрязненный воздух)
или по-другому как говорят? -
(ЗАГРЯЗНЕННЫЙ)
слайд 8
(плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть).
- Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).
слайд 9 (определение воздуха)
Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.
- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).
- Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили).
слайд 10 (чистый воздух)
- А чтобы быть здоровыми - будем чаще гулять на свежем воздухе.
Смешарик:
-Вот интересно находится ли воздух в воде?
Воспитатель:
-Посмотрите на экран
слайд 11 (рыбка в воде)
что вы видите в аквариуме? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).
Воспитатель:
-Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.
-Попробуем и мы сделать выдох в воду.
ОПЫТ № 1 (с водой)
слайд 12 (опыт с водой)
-Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.
-Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках?
(воздух).
Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.
Как необходим нам воздух!
ОПЫТ № 2 (с веером)
слайд 13 (опыт с веером)
-Посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер). Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.
-Что же заставляет качаться ветки деревьев?
-Верно, это тоже ветер.
-Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.
-Помашите еще раз веерами.
- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе со Смешариком сделали открытие : ветер получается, когда движется воздух.
Воспитатель:
ОПЫТ № 3 (с пакетом)
слайд 14 (опыт с пакетом)
Воспитатель: - Давайте попробуем обнаружить «невидимку»-воздух.
Возьмите пакеты и попробуйте поймать в него наш воздух. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.
- Поймали «невидимку»? Молодцы. Поднимите пакеты. Что внутри пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т. п.). А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).
Динамическая пауза «Ветер-ветерок»
слайд 15
Жарко, душно детям нашим – тянутся.
А мы ручками помашем - машут на себя руками.
Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.
Дует ветер, задувает, и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.
Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно опускаются, туловище наклоняется вперед. Затем выпрямляются и потягиваются.
ОПЫТ № 4 (с вертушкой)
слайд 16 (опыт с вертушкой)
Воспитатель: А сейчас хочу предложить вам заставить воздух снова поработать : возьмите вертушки и сделайте ветер, подуйте, направив сильную струю воздуха на вертушку. Девочки дуйте не сильно, а мальчики дуйте по сильнее.
-Что происходит? (вертушка вертится) Значит, с помощью ветра мы заставили вертушку работать.
- Нет ветра - и наша вертушка не движется. Подуйте сильно-сильно, а теперь
тише - не сильно. Когда вертушка вращается быстрее, сильнее? (когда дуем
сильно).
Вывод: Значит, чем сильнее ветер, тем быстрее вращается вертушка. И с помощью этой вертушки мы сможем с вами определять силу ветра.
- Подумайте, какие корабли движутся по морю с помощью ветра? Да, это
парусники
слайд 17 (парусник)
Ветер работает, надувает паруса и наш парусник быстро
бежит по волнам.
- Растения тоже используют работу ветра. Посмотрите на этот одуванчик.
слайд 18
Как вы думаете, кто разносит их легкие парашютики с семенами? (ветер).
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем с вами в игру
слайд 19
«Ветер - хорошо и плохо».
-На экране будут появляться картинки, вы рассмотрите каждую, и скажете - что хорошего в работе ветра, и что плохого.
слайд 20 ответ детей слайд 21 ответ детей
• Парусник (хорошо - парусник может плыть только когда дует ветер;
плохо – если ветер слишком сильный, парусник может утонет.)
слайд 22
• Одуванчик (хорошо – ветер разносит семена одуванчика, плохо – от одуванчика остается только стебелек).
слайд 23
• Открытое окно (хорошо – в комнате свежий воздух, легко дышать, плохо – можно простудится).
слайд 24
• Ветряная мельница (хорошо – если дует ветер, мельница работает, плохо – когда нет ветра – мельница не работает).
А где работает еще воздух?
слайд 25
Шарик-смешарик: от лица воспитателя
- Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер! А у меня есть много друзей – шариков, которые хотят с вами поиграть.
Воспитатель: Ребята, а что находится в шарике? (воздух)
А вокруг шарика? (воздух)
А если им помашем что будет? (ветер).
До свидания!
слайд 26 (конец).