Мара Шунина
Открытое занятие по экспериментированию «Удивительный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти загадочные камни!»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей.
Развивающие: Развивать визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Развивать творческую активность.
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию „Удивительный мир камней“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Оборудование: камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши (цветные и простые, демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.
Предварительная работа: формирование знаний о правилах поведения в лаборатории; дать определение понятию «коллекция», учить детей классифицировать по разным признакам.
Словарная работа: коллекция.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Проходите, присаживайтесь на эти мягкие подушки. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.
Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?
А у вас есть увлечения (ответы детей)
Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой –
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.
А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (воспитатель показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокнотики.
Проходят в лабораторию
Воспитатель: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. А на том столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть) Пальчики? (чтобы трогать, щупать)
Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать,что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Воспитатель: а я это сделала вот так.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?
– попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
— Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Что вы выяснили, мои маленькие ученые?
Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих дневничках.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
4) Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт с дружочком рядом. Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?
Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)
5)Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?
Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.
Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Рефлексия.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.
Вы молодцы! Теперь я знаю, что можно рассказать о своей коллекции. Вы можете забрать свои дневнички с собой домой и продолжить записывать какие- нибудь интересные свои наблюдения, а потом в группе нам расскажете.