Светлана Ананьева
Открытое занятие по речевому развитию «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по речевому развитию. Нетрадиционные методы развития речи в старшей группе «Пчёлка» с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Тема «Насекомые».
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы) Формирование обобщающего понятия насекомые Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов) составление предложений. Закреплять полученные знания. Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, умения составлять предложения из слов, отрабатывать выразительность и связность речи. Составление цепного рассказа по мнемодорожкам. Развитие зрительного внимания Развитие тонкой и общей моторики Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Соблюдение режима охраны зрения. Воспитание бережного отношения к природе
Публикация «Открытое занятие по речевому развитию „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: палочки с силуэтами стрекозы, слайды на компьютере, ободки на голову детей с изображением пчёлок, мнемотаблица, мнемодорожки, карточки артикуляционной гимнастики. мозаика, улей большая картина с липучками, карточки с насекомыми, карточки мнемотаблиц – схем загадок, цветные стёклышки. Стаканы с пчёлками. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький цветок! Здравствуй, Утро! Здравствуй, День! Нам здороваться не лень!
Слышим звук летающей пчелы. Звучит звуковое письмо «голос пчёлки Майи». Здравствуйте, ребята, я слышала, что ваша группа называется пчелки. В моих сотах потерялись ячейки. Мои друзья не проснулись и не могут мне помочь. А вы мне не поможете? Наденьте на голову волшебные ободки, вы превратитесь в пчёлок и сможете мне помочь. Выполнив задание, вы разбудите моих друзей и получите ячейку из сот, достроите мои соты. Ободки надели. Волшебные слова: «Пылинки, капельки, цветочки, нектаринки- повернитесь в пчёлок превратитесь.»
Поработаем с язычком. Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Блинчик»; «Месим тесто»; «Качели». Выполняем артикуляционную гимнастику, укрепляем мышцы артикуляционного аппарата. Проговариваем слоговые дорожки Жа-жа-жа-жа. Прилетела к нам пчела. Жы-жы-жы-жы. Не боюсь пчелы! Жу-жу-жу-жу. Полетает на лугу. Пчёлки летят к домику.
На ковролине пчелиный домик. Расскажите о пчелином домике. Цепной рассказ по мнемо дорожкам.
1. Пчёлы красивые полосатые желто-черные. Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. У входа в улей есть пчелы- охранники. Они охраняют улей от непрошенных гостей, таких как осы, муравьи.
2. Пчёлы обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли в природе. В пчелиной семье есть пчёлы – строители, они строят соты. Соты -это восковые ячейки., в них складывают мёд. После их наполнения соты запечатывают.
3. В улье живут пчелы – няньки, которые следят за личинками новорождённых пчёл, чтобы они не замерзали и не голодали.
4. Главная в пчелиной семье – матка, царица пчела, она большая труженица, всё время откладывает яйца, из которых потом выводятся молодые пчёлы. Живёт до 20 лет, рядом с ней помощники за ней ухаживают.
5. Есть ещё большие толстые пчёлы, это – трутни. Они помогают семейству обзавестись потомством и потом погибают. Все пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества.
6. Остальные пчёлы- рабочие, они собирают нектар с цветущих растений. У них есть крылья и удлиненный хоботок – «носик», всасывают пыльцу. Им они высасывают нектар с растений и превращает его в мед– полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых.
Всё верно, вы хорошо справились-получаете одну ячейку, заполняем соты. Кто находился на ячейке? Мы разбудили мотылька. Чем питаются мотыльки? Как и бабочки питаются только цветочным нектаром. У них есть крылья, мотыльки летают. На экране появился мотылёк.
Кого мы разбудим ещё, мне очень интересно, как узнать? Можно загадать загадки. Схемы загадок. Разбудили сверчка. Я хочу ещё отгадать, загадайте. Сколько мы разбудили друзей пчёлки? (Троих).
Справились и разбудили стрекозу. Стрекоза – насекомое опылитель, и трудится, помогая размножаться растениям, наравне с пчёлами и бабочками. Ячейку ставим в соты. Сколько разбудили друзей? (Четверых) Стрекоза приглашает вас на гимнастику для глаз. Следите глазками за полетом стрекозы «Стрекоза». Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки). Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту). Ну, совсем как вертолет (по большому кругу). Мы летаем высоко, мы летаем низко (смотрим вверх, вниз). Мы летаем далеко, мы летаем близко (смотрим по малому кругу). Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, вверх, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу.
Глаза отдохнули, продолжаем помогать нашей пчёлке. Летите за столы, только крылья берегите. За столы садимся проговариваем слова: «Спинку ровно я держу, за осанкой я слежу.» Мы поиграем с речевым конструктором.
Вам необходимо составить предложение, можно с опорой на картинку с предлогом (маленьким словом). Упражнение в употреблении глаголов, согласовании глаголов и существительных с предлогом.
Потрудились, пчёлки вылетайте потихоньку, вы нектар не растеряйте. Пальчики мы разомнем и опять играть пойдём.
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка» Пчелка трудится весь день (Скользим ладошка об ладошку) И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания) От цветка летит к цветку (Соединяем пальчики) Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу) Хоботком нектар сосет (Соединяем указательный со всеми пальчиками) За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы) Унесет нектар тот в улей (Изображают полет) И назад вернется пулей. (Вращаемся вокруг себя встали смирно) В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами) Скоро ведь зима придет. (Поеживание) Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой) Надо летом им стараться. (Кулачок ладошка)
Вы замечательно справились, ячейка ваша, ставьте в соты, кто на ней находиться шмель. Экран. Сколько разбудили? (Пятерых).
Какого последнего насекомого мы ещё не разбудили? Загадайте загадку? Я отгадала, забирайте ячейку, ставьте в соты. Разбудили муравья. Сколько друзей пчёлки разбудили? (Шестерых). Пчёлки, ничего не знают о муравьях, вы не могли бы рассказать о них? Муравьи не имеют крыльев, самые сильные - это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Муравьи любят гостей, улиток, бабочек, жуков они подкармливают своими запасами. Муравьи строят свои дома из обычных веток, хвойных чешуек. Семья у муравьёв большая и у каждого есть своё дело: одни добывают пищу, другие ухаживают за детками. Муравьи общаются друг с другом с помощью усиков, потрогают друг друга и ясно каждому, кто куда и откуда бежит. На бегу они выделяют пахучую жидкость и так находят путь домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают. Их еще называют - санитары леса, они поедают семена растений, мертвых жуков, гусениц, истребляют множество вредителей леса. На зиму муравьи в своём доме собираются в большой комок и спят. Пчёлки долго не сидят, а работать все хотят, вылетайте.
Физминутка. Муравьи.
Долго дом из хворостинок собирают для семьи, Не жалея ног и спинок, непоседы муравьи.
Вы собрали все ячейки. Мы трудолюбивые пчёлки, очень хочется поиграть с пиктубиком. На каждой стороне пиктубика картинка вопрос. Ответите передавайте другому. (пиктограммы).
1 Кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.) Что есть у этих насекомых? 2 Кто из насекомых ползает? (Гусеница, жук)
3 А кто из насекомых прыгает? (Кузнечик. сверчок)
5 Кто из насекомых жалится? (Оса, пчела, шмель.)
6 Кто из насекомых кусается? (Муравей, комар, муха, блоха, клоп.)
7 Чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, ягодами, нектаром, другими насекомыми.)
8 Кто из насекомых не кусается и не жалится? (Божья коровка, кузнечик, сверчок, бабочка).
9 Какую пользу приносят пчелы, бабочки, сверчок, муравей? Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
10 Назовите вредных насекомых. Муха, таракан, комар – разносит микробы, комар и кусает, гусеница – ест листья растений.
Пчёлки трудятся весь день. Давайте подарим пчёлке Майе много цветочной пыльцы. Дыхательная гимнастика «Пчёлка» Возьмите пчёлок в руки, вдох через нос и потихоньку выдох ртом через трубочку (3 раза). Формируем планомерный, равномерный выдох. Плечи не поднимаем и щеки не надуваем. Ставим пчёлок.
Вы, знаете про насекомых мнемотаблицу «Прилетела к нам вчера полосатая пчела… Показываю паутину, что это? Дети отвечают (опасность для насекомых.) Нам нужно её убрать возьмите за край паутины, но прежде чем мы её уберём, скажите каких друзей пчёлки мы сегодня с вами разбудили. Что понравилось сегодня в нашей игре? Пчёлка Майя очень рада и благодарит вас за помощь. Прежде чем расстаться она просит спеть песенку пчёл. Ж-Ж-Ж. Вы замечательно справились, спасибо вам.
Нам пора произнести волшебные слова «Пылинки, капельки, цветочки, нектаринки- повернитесь в ребят превратитесь.» Снимаем ободки. Пчёлка Майя приготовила для вас сюрприз, приз со своей фотографией.